26 октября 2016 года в конференц-зале столичного отеля Euroopa состоялась публичная встреча с Героем России, участником 23 космической экспедиции на МКС «Мир», лётчиком-космонавтом Александром Лазуткиным. Тема публичной встречи: «Наша жизнь в земном и космическом измерении».
Организатором встречи стал международный медиа-клуб «Импрессум».
На встрече присутствовали журналисты, представители мира науки и технологий, преподаватели школ и вузов, студенты, старшеклассники, а также люди, которых интересует история и перспективы развития космической отрасли.
В Большом конференц-зале собралось более 300 человек. Аудитория встретила гостя громкими аплодисментами.
Открыл встречу и представил именитого гостя ее ведущий, соучредитель медиа-клуба «Импрессум», издатель северо-европейской «Комсомолки» Игорь Тетерин.
«В детстве я очень любил читать. В книгах люди постоянно открывали новые миры. Мне захотелось открыть свой неизведанный мир», - поделился Александр. Мечтая стать космонавтом, он начал старательно учиться и заниматься спортом.Московскую общеобразовательную школу сменила школа-интернат спортивного профиля. Был удостоен звания мастера спорта СССР по спортивной гимнастике, получил первый разряд по парашютному спорту. Затем поступление в Московский авиационный институт (МАИ). Годы учебы, подготовки и зачисление в отряд космонавтов.
Детские мечты сбылись – он стал, как и хотел, космонавтом. Но это был нелегкий путь, полный труда, физических и психологических перегрузок, а также преодоления очень серьезных трудностей и опасностей.
На встрече Александр Лазуткин рассказал о событиях космической экспедиции, в которую отправился в 1997 году в качестве борт-инженера международной российско-американской космической станции «Мир». Полет длился 184 дня и 22 часа. За это время произошло несколько нештатных ситуаций, которые могли привести к катастрофе. «На космической орбите, с которой некуда бежать в случае непредвиденных обстоятельств, произошло все, что могло и не могло произойти», - с улыбкой отметил летчик-космонавт. Пожар, отключение электричества, утечка хладагента из системы кондиционирования, столкновение при перестыковке транспортного грузового корабля «Прогресс М-34» с орбитальным комплексом, приведшее к разгерметизации, и, наконец, «жесткая посадка» по возвращению на Землю, когда не сработали двигатели мягкой посадки.
На станции кроме российских находилось еще двое американских космонавтов – Джерри Линенджер и Майкл Фоулом. Полет потребовал от всего экипажа станции, и прежде всего от бортинженера Александра Лазуткина, мужества и слаженности действий.
Космонавтам приходилось работать в противогазах, выдерживать температуры до 50 градусов, но они справились со всеми трудностями и 15 августа 1997 года благополучно вернулись на Землю. За этот экстремально сложный полет в космос Александр Лазуткин был удостоен звания Героя России. А если точнее, то «за мужество и героизм, проявленные во время длительного космического полёта на орбитальном научно-исследовательском комплексе «Мир».
Гостям встречи был показан фрагмент документального фильма о той экспедиции, чтобы оценить риски лишь одного из чрезвычайных происшествий — пожара, который пришлось ликвидировать космонавтам. Весь зал, затаив дыхание, следил за происходящим на экране.
В начале 90-х годов, когда все разваливалось, когда будущее было размытым, многие мои друзья ушли в бизнес. Я же еще не знал, полечу ли вообще. Мне друзья предлагали работу, сулили хорошие деньги. У меня уже была семья, двое детей, маленькая квартирка. А тут перед тобой маячат перспективы сытной жизни… Но я твердо знал, что мир нет ограничивается днем единым, он не ограничивается только нашей планетой. И я очень хотел его увидеть…»
Гостю было задано огромное количество самых разнообразных вопросов: об аномальных явлениях, о существовании братьев по разуму, о чем молчат правящие круги… «Про правящие круги ничего не знаю. А тот факт, что люди легко внушаемы, мне известен», - улыбнулся Александр Лазуткин.
Был задан вопрос и о том, как готовят космонавтов к полетам.
«Жестко готовят, — честно признался Александр Лазуткин. — Физическая подготовка космонавта направлена на то, чтобы все факторы космического полета, которые воздействуют на человека, свести к минимуму. Есть специальные вестибулярные тренировки, есть физические, есть особые тренировки.
Например, чего стоят прыжки с парашютом с одновременным решением арифметических задач. Тебе дают, к примеру, пять-шесть элементарных заданий на сложение-вычитание и выбрасывают из самолета на высоте 3 км. Ты летишь, не открывая парашюта, до 700 м. Пока летишь, решаешь. Приближаешься к земле, а в голове срабатывает: «Тебе либо спасаться, либо задачки решать». Решил задачки, годишься в космонавты, не решил — не годишься.
Таким образом, готовят к возможным непредвиденным ситуациям в космосе, чтобы, не поддаваясь панике, ты мог собраться с мыслями, благополучно провести все необходимые операции и спастись. Такие тренировки направлены на то, чтобы укрепить нервную систему, подготовить к работе в стрессовых ситуациях. Ведь на земле трудно самому создать подобную стрессовую ситуацию. А с помощью парашютных прыжков — легко».
Поинтересовались у Александра Лазуткина и темой отправки в космос «народного космонавта» из Эстонии. «Ну, почему бы космонавту из Эстонии на самом деле не отправиться в космос, — в ответ удивился космонавт. Только уточнил, что сегодня это уже не «народный космонавт», а самый обычный космический турист. Цена вопроса от 30 до 50 миллионов долларов. Да, еще на такие туристические полеты в космос, когда есть свободное место, нынче очередь, сказал Александр. Так что, платите и — летите, в порядке очереди».
На вопрос, отличаются ли американские космонавты от российских по менталитету, по уровню подготовки, Александр ответил, что космонавты ничем не отличаются друг от друга. «Хотя, что скрывать, — сказал гость, — чаще американские космонавты живут и работают в космосе по строгим, прописанным инструкциям. Если написано спать ложиться в 23 часа, значит идти надо спать. Если прописано, что пора обедать, значит надо обедать. Если происходит что-то непредвиденное, то не касайся самостоятельно, а только после связи с центром. Российские же космонавты, естественно, тоже строго следуют инструкциям, но гораздо спокойнее к ним относятся. Если вместо сна надо работать, то работают, а спят по 3-4 часа, вместо 8 часов. Если что-то ломается, тоже связываются с центром. Но, пока там думают над решением проблемы, они тоже думают и, заодно, пытаются самостоятельно найти решение по исправлению ситуации. Такой подход иностранцев зачастую несколько пугает. Но, люди на орбите склонны подстраиваться друг под друга, а также друг у друга учиться, а потому и менталитеты друг под друга подстраиваются…»
Участники встречи поинтересовались также и тем случаются ли в смешанных экипажах политические разногласия, и кто назначает командиров совместных экипажей: Звездный или Хьюстон? «В космосе нет никаких политических разногласий. Мы все там делаем общее дело, так какие могут быть разногласия. Если бы у наших стран было такое же общее дело на земле, может быть сейчас и не было бы такого противостояния, — с уверенностью ответил Александр. — А что насчет командиров экипажей, то они чередуются».
На вопрос видны ли из космоса следы деятельности человека, Александр Лазуткин дал следующий ответ. «Увы, еще как видны. Яркий тому пример, легкие Земли — леса Бразилии и леса Сибири. Если Сибирь спасает то, что на ее просторах живет не так много людей, то вырубка леса в Бразилии катастрофична. Страна пустеет. Людям, живущим на Земле, кажется, ну что такого, ну вырубили просеку там, вырубили — здесь, ерунда. А из Космоса картина открывается удручающая. Так что берегите, люди, Землю, она не такая огромная, какой кажется вам, когда по ней ходите».
Человек, который побывал на космической орбите, начинает по-новому смотреть на нашу земную жизнь. Для него кажутся мелкими и ничтожными многие из земных конфликтов, в том числе конфликты политические. Он совершенно иначе начинает смотреть на вопросы сохранения природных ресурсов, экологической среды. Именно в космосе приходит осознание, что наша планета Земля – это тоже космический корабль, причем с ограниченными ресурсами, который несколько миллиардов лет путешествует по Вселенной. И только от нас зависит, не прервется ли этот полет.
________________________________
По окончании института за успехи в учёбе Александра Лазуткина оставили на кафедре в МАИ, где он проработал до 1984 года. Но затем, движимый мечтой о космосе, стал инженером в КБ НПО «Энергия», где занимался подготовкой экипажей, углублял знания английского языка. В марте 1992 года был зачислен в отряд космонавтов, где двумя годами позже получил звание «Космонавт-испытатель» и начал непосредственную подготовку к полёту в космос. В свой первый космический полет Александр Лазуткин отправился 10 февраля 1997 года. В составе стартового экипажа был командир корабля Василий Циблиев и германский космонавт-исследователь Райнхольд Эвальд.
«За мужество и героизм, проявленные во время длительного космического полёта на орбитальном научно-исследовательском комплексе «Мир» Александр Лазуткин был удостоен звания Героя России.
После завершения экспедиции в течение 10 лет являлся космонавтом-испытателем. В настоящее время Александр Лазуткин работает начальником отдела в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина в Звездном городке.
Фото: Лилия Керро, Урмас Роос