Министерство иностранных дел и Министерство социальных дел Эстонии весьма неохотно делились информацией о проходивших лечение в ЭР украинских "гражданских". Армия в боях на востоке Украины участия не принимала, заявил МИД и предпочел не называть источник информации. Минсоцдел же в течение нескольких недель не мог узнать, проходил ли лечение в Эстонии заместитель лидера "Правого сектора" Дмитрия Яроша Андрей Тарасенко. На самом деле, проходил.
Лечение десяти раненых в боях с сепаратистами украинцев (100 000 евро) было оплачено из средств, выделяемых в рамках программы развития сотрудничества и гуманитарной помощи. Пресс-секретарь ведомства Хелена Ныммик отметила, что эти средства можно использовать для лечения гражданских, но не военных. ”Украинская сторона была об этом оповещена, и они согласились с этими условиями”, — сказала Ныммик. Что характерно, ранее советник губернатора Днепропетровской области Борис Трейгерман подтвердил Delfi, что власти Эстонии знали о том, что пациентами являются служащие Вооруженных сил Украины (в том числе как минимум один кадровый офицер) и бойцы добровольческих батальонов.
МИД Эстонии эту информацию проигнорировал. ”Согласно законам Украины, на востоке страны проводится операция МВД Украины. В вооруженном конфликте с сепаратистами украинские армейские части участия не принимают. Согласно законам Эстонии, пациенты находятся на лечении в Эстонии в качестве гражданских на основании заграничного паспорта и визы”, — пояснила тогда Ныммик.
Стоит отметить, что Министерство социальных дел Эстонии, отвечающее за лечение украинских пациентов, все же подтвердило, что среди пациентов был как минимум один кадровый военный — майор из управления 8-го армейского корпуса Вооруженных сил Украины (ВСУ) Игорь Чупрун. Пресс-секретарь Минсоцдел Кристель Абель сообщила 11 ноября, что офицер после прохождения лечения был отправлен обратно на родину.
Согласно данным сайта 8-го армейского корпуса ВСУ, являющегося официальным информационным партнером Министерства обороны Украины, штаб этого подразделения координировал действия армейских подразделений и добровольческих батальонов под Иловайском в конце лета. Иными словами, управление войсками, в том числе и подразделениями МВД Украины, осуществлялось структурным подразделением ВСУ. Более того, еще 16 апреля в Славянск и Краматорск были введены части 25-й отдельной аэромобильной бригады ВСУ, позднее украинские десантники приняли участие в летних боях за Саур-Могилу (фото).
Бойцы 25-й отдельной Днепропетровской аэромобильной бригады у Краматорска Foto: Romain Carre
МИД Эстонии эту информацию оставил без внимания и не объяснил, откуда ведомство берет информацию о происходящем на востоке Украины. При повторном запросе Ныммик отметила, что МИД ”нечего добавить к ранее сказанному”. Аналогичный ответ прозвучал в телефонном разговоре, состоявшимся в середине ноября.
Пояснительная записка
Как было упомянуто выше, средства на лечение украинцев МИД выделил исходя из целей, утвержденных в программе развития сотрудничества и гуманитарной помощи на 2011-2015 годы (Eesti arengukoostöö ja humanitaarabi aregukava 2011–2015). В качестве стратегической цели было заявлено ”спасение человеческих жизней и помощь пострадавшим в катастрофах, спровоцированных природными явлениями или человеческой деятельностью, обеспечение возможности продолжения достойной жизни, прежде всего обращая внимание на самые уязвимые группы населения”.
В пояснительной записке к проекту "Выделение средств Министерству социальных дел на привоз в Эстонию для прохождения лечения до десяти пострадавших в конфликте на Востоке Украины украинцев" (Eraldis Sotsiaalministeeriumile kuni 10 Ida-Ukraina konfliktis kannatada saanud ukrainlase Eestisse ravile toomiseks) от 17 сентября 2014 года (раненые украинцы прибыли в Эстонию 23 сентября) указывалось, что в результате боевых действий на востоке Украины погибло более 3000 человек, а ранения в Луганской и Донецкой областях получили более 8000 человек. Источник данных не назывался, но, скорее всего, речь идет о сведениях ООН, которые не учитывают потери среди украинских военнослужащих и сотрудников МВД Украины.
В документе также подчеркивались проблемы в оказании медицинской помощи: ”Некоторые больницы вовсе выведены из строя: к примеру, в Донбассе от боевых действий пострадало 18 больниц из 32”.
При этом все прибывшие на лечение в Эстонию лица наблюдались в клиниках Днепропетровска. Приказ о выделении 100 000 евро на оказание помощи украинцам тогдашний министр иностранных дел Урмас Паэт подписал 22 сентября — за день до прибытия раненых бойцов.
”Правый сектор” в Эстонии
Напомним, что в конце октября лидер Правого сектора Дмитрий Ярош дал интервью украинскому порталу Лiга.Новости, в котором заявил, что его заместитель "Андрей Тарасенко был ранен в Песках под Донецким аэропортом и сейчас лечится в Эстонии". Еще 10 ноября портал Delfi попросил Министерство социальных дел подтвердить или опровергнуть эту информацию.
На следующий день пресс-секретарь ведомства Кристель Абель ответила так: ”На данный момент у меня отсутствует возможность проверить информацию об упомянутом вами пациенте. Как только информация будет прояснена, я дам вам знать”.
В то же время пресс-секретарь ”Правого сектора” Влад Василь подтвердил Delfi, что Тарасенко проходил лечение в Эстонии еще 31 октября. Редакция попросила организовать интервью с заместителем Яроша, но пришел отказ. ”Что касается Андрея. Насколько я понял, он считает ваше издание пророссийским и не слишком жаждет общения. Вашу просьбу и контакты он получил”, — пояснил Василь. Позднее и в телефонном разговоре он подтвердил отказ Тарасенко давать интервью.
Есть ли в списке украинских пациентов участвовавший дистанционно в выборах в Верховную раду Украины Андрей Тарасенко, Министерство социальных дел так и не выяснило. В телефонной беседе, состоявшейся в конце ноября, Кристель Абель указала, что она не располагает этой информацией. Также она рекомендовала обратиться за комментарием в больницу.
Ведомство также не согласилось с тем, что эстонских журналистов, в отличие от украинских коллег, ограничивали в общении с ранеными бойцами. ”Желающих получить интервью было много, мы предложили каналам возможности для встречи в разное время. Желающих действительно было много и Delfi был одним из первых, кто получил возможность для интервью”, — указала Абель.
3 декабря, как сообщил rus.err.ee, Эстонию покинул последний раненый украинец — тот самый Андрей Тарасенко. Уезжая, он пообещал вернуться: "Местная украинская община вынудила меня дать такое обещание и приехать сюда вместе с семьей".
Стоит отметить, что портал Delfi добивался интервью с прибывшими на лечение в Эстонию украинцами с 22 сентября. Такая возможность открылась 28 октября после очередного запроса за день до отправки трех украинцев на родину. Точное время встречи сообщили за два часа до интервью и, к сожалению, поговорить удалось не с тремя пациентами, а только с одним. Также в аэропорт были приглашены журналисты и других изданий.