События, которые развернулись за неделю до приезда Сергея Михеева в Таллин, вызвали повышенный интерес к публичной встрече с ним в клубе «Импрессум». С одной стороны это – трагические события на Украине, общая непредсказуемость возникшей там ситуации. С другой – некоторое потепление в эстонско-российских отношениях, связанное с подписанием пограничного договора.
Словом, Сергея Михеева в Таллине ждали. Едва прибыв в Эстонию, он тут же попал в зону внимания местных журналистов. А на встречу с московским гостем пришло такое большое количество людей, что всем не хватило мест в зале.
Некоторым из участников мероприятия пришлось все два часа, что длилась встреча, простоять в проходах и у стен. При этом никто не покинул аудиторию, потому что выступление Сергея Михеева оказалось интересным, фактологически насыщенным, предельно искренним и публицистически заостренным.
Так о чем же говорил гость? В своем вступительном слове он дал краткий обзор развития российской государственности последних двух десятилетий, а также особенностям развития отношений между Москвой и столицами независимых национальных государств. Оговорившись, что это его личная точка зрения, Сергей Михеев заявил, что Советский Союз развалился вовсе не потому, что этого так хотели населявшие его народы. Никакой особой борьбы за независимость в большинстве национальных республик не было. Было помутнение ума московских политических элит, которые, в конечном счете, совершили акт «массового политического самоубийства». А если точнее, то для Ельцина важно было вырвать власть у Горбачева, ради чего он готов был пожертвовать судьбами миллионов людей.
В результате в 90-е годы Россия превратилась в государство практически без собственной внешней политики. Власть вынуждена была решать проблемы выживания обнищавшего населения, поощрять капризы невесть откуда взявшихся олигархов, а главной идеологической парадигмой страны стал экономический неолиберализм. В это время возникшие на обломках СССР новые национальные государства не нашли ничего лучшего, как стали выстраивать свой идеологический фундамент на создании исторических мифов, будто они завоевали независимость, вырвавшись из эдакого многовекового «рабства и угнетения» со стороны России.
Эти тезисы Сергей Михеев проиллюстрировал на примере Украины, когда его попросили проанализировать внутренние причины возникшего там политического кризиса. Гость ответил, что единого государства в тех границах, в которых сегодня находится Украина, никогда не было. Это чистое советское «изобретение», когда в общих административных границах объединили западные области и Донбасс, Крым и Одессу. На западе и юго-востоке страны разный национальный состав населения, нет общей истории, наконец, нет общих геополитических интересов. Западная Украина смотрит в сторону Европы, восточная – в сторону России. И надеяться на то, что там будет найдена какая-то общая объединяющая идея, просто не приходится. Отсюда и конфликт, который из сферы политической риторики на киевском Майдане перешел едва ли ни в локальную гражданскую войну.
Надо признать, вопросы по Украине вообще превалировали на февральской встрече в клубе Импрессум. Сергей Михеев часто на Украине бывает, глубоко знаком с политической ситуацией этой страны изнутри. Поэтому его оценки сегодняшнего и завтрашнего дня Украины оказались для всех крайне интересны и познавательны.
Но разговор в клубе, разумеется, шел не только об этом. Тема встречи была обозначена: «Россия и ее соседи: что нас сближает и что разделяет?». Сергей Михеев считает, что нас должны сближать не только общие границы, совместная история и взаимовыгодные экономические связи. Нам надо научиться уважать друг друга. А вот этого сегодня явно не хватает ближайшим соседям по отношению к России. Сколько сочиняется всевозможных страшилок и небылиц, будто в Москве только о том и мечтаю, чтобы лишить независимости какую-то из постсоветских стран. Возможно, это связано с тем, что Россия вернулась в качестве самостоятельного игрока на внешнеполитическую арену. Или, как говорят англичане: «Russia come back».
Часть вопросов на встрече были посвящены положению российских соотечественников в странах Балтии. Сергей Михеев сказал, что он, как политолог, полагает, что Россия в долгу перед этими людьми. В 90-е годы русские в странах Балтии практически были брошены на произвол судьбы. У России не было ни политической воли, ни ресурсов, чтобы как-то поддерживать своих соотечественников. Сейчас другая ситуация. Россия заинтересована, чтобы русские за рубежом стали активной частью общества, принимали участие в его экономической, культурной и политической жизни. И этот приоритет должен стать одним из важных элементов российской внешней политики.