На торжественной церемонии в театре «Эстония» по случаю 94-й годовщины подписания Тартуского мирного договора председатель Рийгикогу Эне Эргма подчеркнула, что ратифицируемый пограничный договор с Россией не влияет на действительность Тартуского мира как основы эстонской государственности.

Спикер Рийгикогу Эне Эргма Фото: Scanpix/Postimees

Эргма напомнила, что Тартуский мирный договор от 2 февраля 1920 года появился не за один день — переговоры по его подписанию начались осенью 1919 года в Пскове.

«Эстонии требовалось прекращение военных действий, при этом эстонцы не могли быть уверенными в желании русских подписать мирный договор и придерживаться его. У России были в отношении Эстонии свои сомнения», – сказала Эргма.

По ее словам, в то время эстонские политики очень хорошо понимали риски подписания мира с Советской Россией, потому что намерения отступить от общего дела борьбы с большевиками вызывали недовольство некоторых крупных государств и могли стать причиной потери поддержки западных стран.

«Одной из серьезных тем обсуждения была государственная граница, обе стороны предъявляли друг другу нереальные требования. Эстонские дипломаты не достигли в конечном итоге желаемого, пришлось пойти на компромисс. К сожалению, оккупация Эстонии Советским Союзом в 1940 году изменила зафиксированную Тартуским мирным договором границу», – отметила Эргма.

Спикер напомнила, что граница, указанная в пограничном договоре с Россией, который скоро будет подписан, была определена в переговорах с Россией в 1994 году.

«Когда во время правительства Андреса Таранда начались переговоры, было принято решение, что Эстония откажется от пограничных требований по тартускому мирному договору, но не откажется от принципа правопреемственности», – сказала она.

По ее словам, по сути пограничные договоры были готовы к концу 1990-х годов, но до подписания дело дошло только в мае 2005 года, когда Эстония уже была членом ЕС и НАТО.

Эргма напомнила, что эстонский парламент поддержал пограничный договор, но, по рекомендации канцлера права Аллара Йыкса, включил в текст договора, во избежание возможности неблагожелательного толкования, преамбулу о юридической правопреемственности, и болезненная реакция России на это показала, что сделанный Рийгикогу шаг был оправданным.

Новые переговоры о границе начались в октябре 2012 года, когда Рийгикогу дал правительству мандат на ведение переговоров с Россией.

«На сегодняшний день мы достигли компромисса, который учитывает общую позицию парламентских партий, что уже вступительный текст к договорам защищает принцип правопреемственности, поэтому при ратификации договоров больше нет необходимости добавлять в текст дополнительные декларации. Договоры готовы к подписанию», – подтвердила Эргма.

Юлия Сокол
Редактор

rus.err.ee

Обсуждение закрыто

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт