Однажды Лукас с научной целью погрузился в Красное море. Во время отпуска. Окунулся, так сказать, в водный мир. Путевку купил — и в воду. Решил, короче, собственноручно исследовать эту непокорную стихию. Ну и нырнул. И как некурящий человек с абсолютно здоровыми, розовыми даже в разрезе легкими, провел под водой секунд шестьдесят или даже больше. Или меньше… Никто не засекал время, вот в чем проблема. Промашка вышла. Но сейчас не об этом.
Вынырнул министр образования очень задумчивым. Можно даже сказать — глубоко разочарованным. Хотя не так глубоко и нырнул, вообще-то. Но ощущений набраться успел. Муть, говорит, сплошная. И никаких красот, рекламой обещанных, не видно. Потребовал даже с турфирмы деньги назад как какой-нибудь пошлый, но возмущенный потребитель.
А ему говорят — ты, мол, маску-то надень, парень. Без маски, действительно, картина несколько размывается. Есть такие специальные плавательные маски. Попробуй в маске погрузиться, чего ты сразу жалобы строчишь, урод!
Тогда погрузился Лукас в пучину вод уже в маске. И такой ему вид открылся! Рыбки, кораллы. Всё яркое, пестрое. Чисто сказка!
Но вынырнул министр образования опять очень задумчивый. Слава богу, хоть не разочарованный. Некая печаль на челе, правда, присутствовала. Потому что понял Лукас одну истину. Что без маски под водой видно плохо. А в маске — хорошо.
Очень жаль стало ему всех этих рыбок, что под водой шныряют туда-сюда без масок, от чего наверняка жутко страдают. Не видят всех красок окружающего мира. Бедные.
И задумал он сперва наладить производство и снабжение морской фауны специальными такими масочками. Чтоб ликвидировать дискриминацию всех хрящевых и костных. Пару дней напряженно так обдумывал он эту свою гениальную идею. Но затем решил навести порядок сначала в своем мире. Сухопутном. В подведомственной ему системе образования. И с третьего дня начиная уже только об этом размышлял. Ощущая при этом покой и просветление. В нирвану, короче, впал. Хотя обычно этим дома занимался, а в отпуске отдыхал.
Приехал Лукас на родину, и с новой силой за русскоязычное образование взялся. Потому что неэстонский школьник — что он без учебы на государственном языке? Та же рыбка, что в Красном море бьется головой о кораллы, потому что без маски ни черта не видит. Спасать надо! Хотя бы тех, до кого можно дотянуться. То есть практически всех.
Еще, кстати, на Красном море Лукас неоднократно кушал очень вкусную жареную рыбу. Без плавательной маски ее жевал, что характерно. Свидетели утверждают, что при этом его взгляд всегда туманили какие-то мысли. Ясное дело — тоже гениальные. Нирвана — она нирвана и есть. Но, к сожалению, так и осталось неизвестно, какие выводы сделал он из весьма познавательного процесса поедания даров моря. Имеется в виду — для системы образования. Кого он по возвращении на родину скушать решил.
(Цитируется по изданию: «История Эстонии XXI века. Для 12-го класса гимназии», 2110 г., Таллинн)