Президент придвинул кресло к камину и принялся за чтение составленной его канцелярией аналитической записки-докладной, обобщающей результаты и опыт последнего праздничного приема в честь Дня Независимости.
«В целом президентский прием удался, — говорилось в ней. — Это подтверждается, например, мнением премьер-министра».
Далее следовала выдержка из новостей: «Как сказал премьер-министр Андрус Ансип в интервью порталу Delfi, несмотря на нынешние сложные времена, Эстония продолжается оставаться местом, где хорошо жить (Ансип: в Эстонии хорошо жить)»
Ильвес хмыкнул и посмотрел в приложение, где перечислялось, кто и чем занимался 24 февраля в Йыхви в гостях у президентской четы. Напротив фамилии Ансип числилось: фрикасе из косули с красным вином, интервью Delfi, красное вино без фрикасе из косули — 4 раза, жареная брюква со свиной вырезкой и кремом из шпината, интервью для ТВ, маленькая масленичная пышка, овсяные галушки с лимонным кремом. «Действительно — неплохо!» — одобрил выбор премьера президент.
«В то же время часть гостей испытала разочарование, — продолжил он чтение записки. — Это, в частности, недвусмысленно подтверждается интервью, данным министром народонаселения: «…Пало пожелала всем жителям нашей страны, чтобы они чувствовали, что Эстония — это то государство, в котором они хотят жить (Пало: самое главное, чтобы все чувствовали себя в Эстонии хорошо)» … «На приеме у президента гостям предлагали изысканные закуски, но, как оказалось, насытиться удалось не всем — и пришлось дамам в вечерних туалетах подкрепляться в йыхвиском “Статойле” (Гости уехали с бала голодными)»
Ильвес вспомнил, как Пало никак не могла подойти к столику с закусками, и признал, что у части гостей были основания к появлению упаднических настроений. Затем он представил Пало в закусочной на заправке — и снова повеселел.
Аналитическая записка меж тем подошла к завершающей своей части, в которой предлагались варианты на будущее:
«Не исключено, что проблемы с насыщением гостей в последующие годы усугубятся. И они, эти проблемы, совершенно точно станут хроническими, если Андрус Ансип и в следующем году примет участие в президентском приеме в качестве премьер-министра. Поэтому желательно уже сегодня осмыслить опыт, наработанный в разных сферах.
Так, например, «в последнее время участились случаи, когда люди едят между прилавками магазинов. … Если в январе и феврале прошлого года случаев, когда в магазине Prisma ели пищу, за которую не было уплачено, было пять, то в этом году — 16 (В магазинах все чаще едят между прилавками)». Предлагается рассмотреть возможность организации следующего президентского приема прямо в одном из торговых центров Prisma, Selver или Säästumarket. Концерт провести на парковке, гостям жать руки на входе в торговый зал, тусовку организовать в межприлавочном пространстве…»
Президент задумался, затем нахмурился и вновь углубился в текст:
«Мы так и знали, что такой сценарий Вам не понравится, господин Президент. Поэтому предлагаем еще один вариант, радикальный, исходящий из опыта городской управы Таллинна: «… Люди сами начали отвозить домашних любимцев в приюты, говоря, что нет денег их кормить. Поскольку самоуправления оплачивают лишь первые 14 дней содержания животных в приютах, чтобы освобождать места, зверей приходится усыплять (Жители Эстонии все чаще отказываются от домашних животных)»
— Ага! — сказал президент камину. И продолжил, обращаясь к сложенным рядом с ним дровам: — Сдаю — чтобы не кормить — своих любимцев самоуправлению Таллинна… там их кормят, поят… потом, через денек, требую их назад… и тут же они идут ко мне в гости — сытые до отвала… Отличная идея!
Но в следующее мгновение Ильвес представил себе и Сависаара, и своих отдаваемых ему на попечение любимцев, реформистов и соцдемов, — и снова загрустил.
«Идиоты! — подумал он про своих аналитиков. — 14 дней он, видите ли, кормить их будет! Да какие там 14 дней!? Железный Эдгар их усыпит, даже не завозя в приют! И скажет потом, что у всех была чумка…»
Президент тяжело вздохнул, листы с текстом докладной полетели в камин. В Эстонии стало на одну триллионную градуса теплее.