Пьеса в одном акте, фантазия на тему 2014 года. Все действие происходит на виртуальном политическом кладбище. Любые совпадения с реальными событиями — случайны. Наверное.

Действующие лица:

Падар — евродепутат

Горацио — его воображаемый лучший друг и собеседник

Могильщик — могильщик

Могильщик (Копает и поет)

Падар
Иль этот молодец не чувствует, чем занят, что он поет, роя могилу?

Горацио
Привычка превратила это для него в самое простое дело, ваше благородие…

Могильщик (Выбрасывает череп)

Падар
У этого черепа был язык, и он мог говорить когда-то; а этот мужик, рядовой избиратель, швыряет его оземь, словно это Каинова челюсть — того, что совершил первое убийство! Может быть, это башка какого-нибудь достойного политика, человека, который готов был провести самого господа бога, — разве нет? Быть может он учебники писал, в которых прошлое переиначил напрочь, иль брал метлу и выметал площадку от мусора, от лишних человеков…

Горацио
Возможно, ваше высокоблагородие…

Падар
Или министра это череп, который говорил: «Доброе утро, дражайший мой премьер-министр! Как вы себя чувствуете, всемилостивейший государь мой?» Быть может, это тот министр, который хвалил премьера своего, рассчитывая выпросить местечко потеплее — разве нет?

Горацио
Да, ваше превосходительство…

Падар
Вот именно; а теперь это — государыня моя Гниль, без челюсти, и ее стукает по крышке заступ могильщика; вот замечательное превращение, если бы только мы обладали способностью его видеть. Разве так дешево стоило налогоплательщикам вскормить эти кости, что только и остается играть ими в рюхи? Моим костям от этой мысли больно.

Могильщик (Выбрасывает еще череп)

Падар
Ну вот, еще один. Почему бы ему не быть черепом руководителя какой-нибудь инспекции? Где теперь его крючки и каверзы, его казусы, его кляузы и тонкости? Почему теперь он позволяет этому грубому мужику хлопать себя грязной лопатой по затылку и не грозится проверить его на знание госязыка? Хм! Быть может, в свое время этот молодец был крупным бонзой, со всякими наездами и штрафами; неужели все его взыскания и филологические операции по наведению порядка только к тому и привели, что его башка набита грязной землей? Даже его протоколы вряд ли уместились бы в этом ящике; а сам обладатель только это и получил?

Горацио
Ровно столько, ваше высокопревосходительство…

Падар
Я поговорю с этим малым… Как давно ты могильщиком?

Могильщик
Из всех дней в году я начал в тот самый день, когда стал евродепутатом Падар, тот, что сошел с ума и послан в Бельгию, в Брюссель. Там он придет в рассудок; а если не придет, так это там не важно — там в нем этого не заметят, там все такие же сумасшедшие, как он сам.

Падар
Как же он сошел с ума? На какой почве?

Могильщик
Да здесь же; на нашей почве, на эстонской, покуда сокращал бюджет.

Падар
A cколько времени политик пролежит в земле, покуда не сгниет?

Могильщик
Да что ж, если он не сгнил раньше смерти — ведь нынче много таких гнилых покойников, которые и похороны едва выдерживают, — так он протянет лет восемь; член правительства, тот вам протянет девять лет.

Падар
Почему же он дольше остальных?

Могильщик
Да шкура у него, сударь, от ремесла такая дубленая, что долго не пропускает верное отражение объективной реальности в сознание; а это, сударь, великий разрушитель для такого собачьего мертвеца. Вот еще череп; этот череп пролежал в земле лет пять.

Падар
Чей же это?

Могильщик
Сумасброда одного собачьего; чума его разнеси, шалопая! Он мне однажды из водомета в спину так заехал! Вот этот самый череп, сударь, это — череп Йюрика, шута на службе партии своей.

Падар
Этот? Покажи мне. (Берет череп) Увы, бедный Йюрик! Я знал его, Горацио; человек бесконечно остроумный, чудеснейший выдумщик; уж как он грамотно с коррупцией боролся — ни пули мимо цели, по белкам или розам, все — точно в Центр; а теперь — как отвратительно мне это себе представить! У меня к горлу подступает при одной мысли. Здесь были эти губы, которые я целовал сам не знаю сколько раз… Где теперь твои шутки? Твои дурачества? Твои песни? Твои вспышки интеллекта, от которых всякий раз хохотал весь стол? Ничего не осталось, чтобы подтрунить над собственной ужимкой? Совсем отвисла челюсть? Прошу тебя, Горацио, скажи мне одну вещь.

Горацио
Какую, ваша светлость?

Падар
Как ты считаешь — у Андруса такой же вид в земле?

Горацио
Точно такой, ваше величество…

Падар
Пожалуй, вовремя я в БрЮссель укатил…

stalnuhhin.ee

Обсуждение закрыто

Вход на сайт