Фрагмент одного из выпусков "Бесогон TV"

Никита Михалков стал главным бесогоном Рунета

Актер, режиссер, сценарист, продюсер, глава Союза кинематографистов России (и прочая, и прочая) Никита Михалков завел собственный видеоблог под брендом "Бесогон TV". Ролики от первого лица публикуются параллельно на блогохостинге LiveJournal и видеохостинге YouTube. Явление Никиты Бесогона вызвало в народе массу противоречивых откликов, однако позволило пролить свет на причины недавнего медийного скандала, в котором блогеры были виноваты, а Михалков скорее прав.

Надо сказать, что блог nikitabesogon, названный режиссером в честь его "небесного покровителя Никиты Бесогона" получился очень в стиле Михалкова - весьма помпезным, с неизбежными монастырскими стенами, куполами и золотыми орлами на фоне, а также обилием выразительных крупных планов, на которых Никита Сергеевич в полной мере демонстрирует свой недюжинный актерский талант.

Более чем предсказуемо было и то, что у большинства жителей современного Рунета набор классических атрибутов позднего Михалкова: торжественная музыка, державная манера речи и сверкающее собрание наград за спиной, - вызвали раздражение и даже местами явное отторжение. Блогеры наперебой принялись каламбурить вокруг "бесогона", приводя сплошь нелицеприятные трактовки этого в общем-то благонамеренного прозвища. Так, Антон Носик заклеймил михалковский подкаст "бесовским гоневом", а позже безликий блогер Техномад "пробил" никнейм режиссера по толковому словарю Ожегова на "Яндексе" и обнаружил, что "бесогон" идентичен по значению таким словам, как "ветрогон", а также "бздун", "брехло" и "фуфломет".

При этом язвительная блогосфера получила от Михалкова и весьма чувствительную встречную пощечину. За какие-то пару дней до запуска "Бесогон TV" Рунет прямо-таки вспучило от возмущения, причиной которому стали слова режиссера о причинах стихийного бедствия в Японии. Началось все с того, что одна из самых скорых на словесную расправу телеведущих российского ТВ Тина Канделаки вывесила в ЖЖ пост под заголовком "Никита Михалков считает, что Японию наказал Бог" с припиской "Друзья, просто no comments!".

Инициативу Канделаки подхватили и другие, немедленно заклеймив Михалкова подонком, которому православие, самодержавие и народность выжгли последние остатки разума и совести. Между тем, судя по видеозаписи, которую режиссер опубликовал в рамках второго выпуска своего видеоблога, ничего предосудительного про Японию он не сказал. В безбожии и отсутствии чувства ответственности Михалков уличил отнюдь не бедных японцев, а все человечество, и при этом цунами и землетрясения трактовал не как божью кару, а как напоминание Человеку Разумному о том, что он в этом мире живет не один.

Короче говоря, в интернетах и СМИ киномэтра процитировали явно вне контекста, что он и постарался исправить, обратившись к народу напрямую. И в общем-то с задачей справился. Также в плюс Бесогону может быть записано то, что он довольно оперативно постарался реагировать на комментарии и вопросы к первым постам. Сначала записал обращение-дисклеймер, в котором попросил отнестись с пониманием к тому, что отвечает "френдам" не сразу, а затем ответил на некоторые вопросы подробно в третьем выпуске "Бесогон TV", который вышел 22 марта.

Впрочем, на этом "плюсы вашему факультету", увы, заканчиваются. Собственно ответы на вопросы продемонстрировали, что Михалков перед лицом народа остался непоколебим и пересматривать собственную точку зрения не намерен, пусть даже вроде и открыт для дискуссии. Так, например, он в очередной раз брезгливо отмахнулся от вопроса про мигалку на служебном автомобиле - дескать, надоели уже с этой мигалкой, дураки.

История с мигалкой была в общем-то простая: Минобороны выделило Михалкову авто с маячком как председателю Общественного совета этого ведомства, затем Генпрокуратура РФ признала решение Минобороны незаконным и даже отчиталась об устранении нарушений (то есть о том, что мигалка снята), но автомобиль режиссера по-прежнему продолжал проблесково маячить на дорогах.

Теперь же Михалков объяснил этот факт тем, что Минобороны положено уметь постоять за себя, иначе как это ведомство защитит нас всех от врагов. След формальной логики в этом заявлении присутствует, но фактически это не что иное, как констатация постулата "кто сильнее, тот и прав". То есть Минобороны по факту сильнее Генпрокуратуры, поэтому мигалочку министерскую не трожь, будь ласка.

Еще одной странной темой среди поднятых на "Бесогон TV" стал зловещий заговор ряда медийных персонажей против Никиты Михалкова, одним из организаторов которого режиссер назвал галериста и апологета российского современного искусства Марата Гельмана. Тот в свою очередь заявил, что у Михалкова мания преследования, а движут киномэтром исключительно меркантильные интересы.

"Мы с Михалковым живем в параллельных мирах: он мне не интересен ни как общественный деятель, ни как современный режиссер. Думаю, что это его 'предположение' связанно с тем, что в свое время я как член Общественной палаты подписал письмо о приостановке строительства гостиницы в Козихинском переулке, которую Михалков строит вместе с 'Базовым элементом' Олега Дерипаски", - сказал Гельман, давая комментарий клубу "Сноб".

Историю с якобы обиженными Михалковым японцами и вступившейся за них Тиной Канделаки тоже вряд ли можно считать доказательством существования медийного заговора. Вспомните хотя бы историю о том, как Тина пару недель назад запуталась между своим твиттером и мобильным телефоном, по итогам едва не подав в суд на журналиста радио "Свободы", и вам все станет ясно. Скорее всего, в случае с Михалковым и Японией она тоже просто не смогла уследить за сутью происходящего, поторопившись вынести вердикт.

Какое будущее ждет "Бесогон TV", пока сказать трудно. Если обращения Никиты Сергеевича и в дальнейшем будут носить столь (само)державный и безапелляционный характер, публике такое общение быстро надоест, равно как и троллинг кинематографического мэтра. Попытки же сделать диалог менее формальным пока выглядят не очень убедительно - чего стоит одна плоская шутка про блогера Заднепроходова, завершающая третий выпуск подкаста. Пусть эта реплика Михалкова и вызвала истерический закадровый хохот съемочной группы, как в классических ситкомах 90-х. Правда ведь, совсем не смешно.

 

 

Обсуждение закрыто

Вход на сайт