Сегодня Март Уммелас сообщил, что прекращает писать комментарии в электронную версию Ээсти Пяэвалехт, поскольку у него из-за этого появились серьезные проблемы. Как ни печально, но это не удивило: писать или говорить что-либо, противоречащее генеральной линии, в этой стране становится все опаснее. На этом портале это делать еще можно - не знаю, надолго ли.

Уммелас высказывал свое мнение не в самой газете, а в комментариях к чужим статьям. Ээсти Пяэвалехт решил провести эксперимент, заставив всех комментаторов проходить предварительную регистрацию, что в числе прочего означает требование высказываться только от своего настоящего имени. Эксперимент, как мы видим, оказался весьма показателен.

 

Автор этих строк внимательно и с удовольствием читал комментарии Уммеласа, предлагая наиболее интересные из них вниманию читателей Новых Вестей. Уммелас никогда не нарушал законы, то есть не разжигал розни, не призывал к насильственному изменению конституционного порядка. Он лишь высказывал иногда не совсем типичные для эстонских СМИ мнения, ознакамиться с которыми можно, набрав его фамилию в поиске НВ.

Еще один комментатор Ээсти Пяэвалехт Харри Кинго попросил Уммеласа рассказать, что же за неприятности у того произошли. Ответа не последовало. Так что остается непонятным, то ли на комментатора наехала политическая полиция, то ли у него начались неприятности на работе, то ли случилось что-то еще. Но факт остается фактом: человек пострадал за то, что говорил вещи, о которых не рекомендуется говорить.

На самом деле цензуры в Эстонии вроде бы нет, по причине чего эта страна находится в верхней части мирового рейтинга свободы СМИ. Однако имеющие отношения к журналистике люди прекрасно знают, что существуют негласные, но четко очерченные границы дозволенного, выход за которые чреват всякого рода неприятностями, включая сюда запрет на профессию. Конечно, тоже негласный.

Читатели Новых Вестей должны догадываться о том, где прозходят эти границы. Если для кого-то это остается вопросом, можно сравнить этот портал, например, с русским Постимеэсом, который является образцово-показательным изданием для тиблов. Впрочем, чем дальше, чем больше остальные русские СМИ приближаются к этой версии, что, естественно, сопровождается увольнением несогласных журналистов.

Список уволенных за последнее время русских главных редакторов достаточно велик. К нему можно добавить и закрытые по разным причинам русские издания. Формально эта зачистка производится под вполне цивилизованными предлогами, однако в реальности приходилось сталкиваться с вполне конкретным давлением со стороны определенных структур.

Так, известны случаи, когда рекламным агентствам и отдельным фирмам настойсиво рекомендовали не иметь дела с определенными изданиями, а хозяева этих изданий начинали испытывать проблемы с бизнесом. Можно обратить внимание на то, что ни один русский предприниматель в Эстонии даже не пытается заняться медиабизнесом, хотя в нормальных странах это делают часто - не для прибыли, так для продвижения своих интересов.

Повторю - речь идет не об экстремизме, а о неприкосновенности неких ценностей, определяющих существование этого государства. Эти ценности начали претворяться в жизнь еще в 1990-е годы - как раз тогда, когда создавались призванные осуществлять политический контроль за обществом силовые структуры. Политическая власть с тех пор могла меняться, однако заложенные в то время установки оставались неизменными.

Нас читают и слушают - не случайно же в каждом официальном, если можно так выразиться, русском издании имеется куратор от политической полиции. Когда об этом узнают эстонские журналисты, они делают круглые глаза. Возможно, искренне. Однако в любом случае трудно ожидать, что представители СМИ демократической, согласно международным рейтингам, страны, признаются в наличии цензуры.

Буквально на прошлой неделе Новые Вести предложили своим читателям один из комментариев Умпмеласа, в котором он иронизировал по поводу богоизбранности эстонской нации, которая считает не нужным производить хоть какие-то усилия для своего выживания. Завтра комментариев этого автора мы уже не увидим.

В надежде на новые встречи,

Валерия Винт

Обсуждение закрыто

Вход на сайт