На
протяжении двух дней в эстонском delfi идет горячая дискуссия о том,
кто виноват в постигших Эстонскую Республику бедах. Вариантов всего
два: титульные или "остальные". Взаимный полив идет - не приведи
Господь. И в результате за рамки дискуссии выходит главный на сегодня
вопрос: а что сделать-то, чтобы стало лучше?
Первородное право распоряжаться судьбами национального государства, каковым и является Эстония, отдано титульной нации. Как известно, среди министров, канцлеров и даже вица-канцлеров Эстонской Республики не имеется ни одного представителя другой национальности. Так же, как и в руководстве представленных в Рийгикогу политических партий. Таким образом, за принятие решений, которые привели Эстонию к нынешнему печальному положению, отвечают сами эстонцы. Так сказать, сами напакостили в собственном доме, сами и отвечайте.
Правда, первыми тонуть в продуктах жизнедеятельности титульных управленцев начинают не их братья по крови. В Эстонии 110 тысяч безработных, и две трети из них, согласно статистике, не принадлежат к главной в этой стране национальности. И заработная плата у них примерно на треть меньше, чем у титульных работников той же специальности. Так, судя по всему, государство выполняет свои конституционные обязанности. А именно: сохранение эстонских нации, языка и культуры.
Но ведь современная Эстония - это не древняя Спарта, и полностью превратить местных "иных" в рабов-илотов нереально. Они стараются, они карабкаются наверх, в результате зачастую обходя на повороте обленившихся от сознания собственной исключительности коренных. А если надоедает биться в закрытые двери в этой стране, то уезжают туда, где их никогда не назовут унизительным прозвищем и будут ценить их по способностям, а не по наличию в жилах "правильной", хотя и явно не голубой, крови.
Однако стараний тех некоренных, кто все же остался, а не уехал, оказалось недостаточно для того, чтобы удержать страну от сползания в нынешнюю яму. Оно и понятно: поскольку сделать нормальную карьеру на общественной службе "оккупантам" нереально по определению, они реализуют свои способности в частном секторе. Где можно обеспечить благополучие себе, своим близким и еще определенному количеству людей. Но откуда невозможно повлиять на происходящие в стране процессы.
Вот и получается, что выживают две общины по отдельности. У первых это получается лучше - в силу искусственно созданных ими самим себе тепличных условий. Вторым приходится больше напрягаться, зато они умеют и могут куда больше, чем первые. Результат этого раздельного существования налицо. Так, может, попробовать что-то изменить? Например, объединить имеющийся у избранных опыт управления - пусть он далеко не всегда удачен, но на ошибках тоже можно учиться, - и способности, помноженные на закалку, "остальных".
Конечно, это похоже на наивность. Возможно, в нынешней Эстонии это и есть наивность. Однако проблема в том, что создавшаяся ситуация требует кардинальных решений, потому что без этого корабль под названием "Эстония" в обозримом будущем пойдет на дно, потянув за собой и тех, и других - всех тех, кто не успеет убежать. На дно, кстати, пойдут и те самые эстонские культура и язык, сохранять которые является первейшей обязанностью этого государства.