Вице-спикер Рийгикогу Кейт Пентус намедни выразила глубокое беспокойство по поводу 80 тысяч "талантливых организаторов и профессионалов в своей области", каждый из которых в случае введения ступенчатого подоходного налога лишится 36 250 крон в год. Количество организаторов и вдохновителей наших побед поражает, учитывая, что всего в этой стране проживает 1,3 миллиона человек.
Итак, согласно приведенным вице-спикером данным, на каждых 16,25 жителя этой страны приходится один "талантливый организатор". Согласитесь, не так уж много подчиненных на одного начальника. Это сопоставимо с масштабами небольшого предприятия, в котором зачастую владелец в целях экономии и максимальной эффективности сам выполняет обязанности исполнительного руководителя, в крайнем случае нанимая бухгалтера, который за разовую оплату помогает составить годовой отчет.
В АО "Эстонская республика", судя по всему, дело поставлено на куда более широкую ногу, поскольку управленцы здесь, как правило, сидят на высокой зарплате. Что, однако, не помешало им довести ситуацию до того, что АО "ЭР" за последние годы сумело войти в тройку лидеров Евросоюза как по скорости экономического спада, так и по уровню безработицы, которая, согласно последнему сообщению Евростата, в этом году продолжила расти и достигла 18,6 процента.
Конечно, проводить полную аналогию между государством и частной фирмой не совсем корректно, поскольку круг владельцев последней ограничен, в то время как в государстве его владельцем является весь народ. Однако требования к управленцам в обоих случаях остаются одинаковыми: они должны обеспечить владельцам максимальный доход. Если учесть, что в Эстонии за последние четыре года число проживающих за чертой бедности людей выросло втрое, ясно, что наши "талантливые организаторы" с задачей не справились.
В любой уважающей себя фирме в этой ситуации был бы поставлен вопрос о соответствии руководителей занимаемым ими должностям. Ведь речь идет не только о доходах акционеров, но и об угрозе банкротства, поскольку безработные, например, налогов не платят, а бедные не платят почти — а значит, финансовая ситуация АО "ЭР" будет становиться все более печальной. Вместо этого, однако, нам продолжают твердить о якобы эффективном управлении, призывая защитить доходы тех, кто это управление осуществляет.