Кресты бывают разные. Есть Красный крест, есть крест Швейцарский, в гимнастике есть крест Азаряна, есть Мальтийский крест, есть крест православный, католический и т.д. В общем, крестов много. Теперь еще будет Крест Свободы/е, который может стать крестом на кроне…

Сразу оговорюсь, что взялся за данную тему не из-за нее самой, а потому что она (точнее Он, Крест) может сыграть очень важную роль в череде разворачивающихся событий. Однако, обойти стороной предмет разговора не получится, потому с Него и начнем.

 

Опущу художественно-архитектурную ценность монумента и качество его реализации, т.к. не чувствую себя компетентным в данной области. Хотя уже поговаривают о не полной вертикальности конструкции. Если так, то к прочим эпитетам могут добавиться Крест падающий, кривой и т.п.

Не стану также обсуждать символику и геральдику, скажу лишь, что мне лично, как представителю относительно молодого поколения, изображенная на кресте рука с мечом напоминает скорее этикетку уважаемого мною коньяка Hennesy (сорри за неумышленную рекламу), нежели эмблему 20-й дивизии СС. К тому же, изображен Он на стекле.

Хочу поговорить о цене вопроса и особенности текущего момента. Сначала о цене.

Голодные, но свободные

Если не врут источники, то стоил Он 120 млн. местных денег. Много это или мало? Если мы говорим о сторительстве, то за эти деньги можно было бы построить 20-25 приличных домов, себестоимостью 5-6 млн. крон каждый, т.е. целый район. Если мы говорим о пенсиях, зарплатах учителей, медработников и пр., то это огромная масса народа. Хотя какой может быть торг при слове Свобода? Торг здесь неуместен. Как говорится, голодные, но свободные!

Действительно, у кого повернется язык обсуждать цену Свободы? А у кого повернется, тот будет объявлен врагом народа! Так что 100 млн. за Свободу в самый раз. Меньше как-то несолидно. А больше — ну не в Америке же мы живем, ей богу. К слову сказать, те свою статую не покупали и не строили. Им ее подарили. Французы, кажется…

В общем, с ценой как бы разобрались. Где начинается политика, там заканчивается экономика. Чего да как там попилилось, уже не важно. Интересно, но уже не важно. Проехали.

Темнота — друг молодежи

Походу не только молодежи. У темноты есть и иные друзья.

Как-то сама собой возникает параллель с событиями Бронзовой ночи. Но об этом после.

Ночью вообще много чудных дел делается, не только памятники сносятся или устанавливаются. Например, многие ритуалы совершаются именно ночью. Но по ночам, как известно, темно и все кошки серые, поэтому в Рождественскую ночь елку подсвечивают, в Иванову ночь зажигают костры, а кто-то просто маршировал с факелами по ночам (видимо, чтобы не споткнуться). Вот на иллюминации и пиротехнике и остановимся.

Просочились данные, что Крест будет не просто подсвечиваться, а реально светиться изнутри. Зрелище безусловно привлекательное, в т.ч. для насекомых, и завораживающее. Последнее обстоятельство немаловажно. Ведь монумент должен не только олицетворять нечто, в данном случае Свободу (у кого с чем/кем она ассоциируется, дело хозяйское), но и вдохновлять. Большая масса народа, собравшаяся на площади ночью и озаренная Крестом Свободы, не может не вдохновиться. С этого места поподробнее.

Возьмемся за руки

Способность объединяться и держаться друг друга, порой в буквальном смысле слова, как в Балтийской цепи, присуща местному населению. Еще, собравшись вместе, эстонцы любят петь (местные Праздники песни известны далеко за пределами местности). В общем, вдохновение от светящегося (тут уже недалеко и до Святого) Креста в данном случае будет иметь не религиозный, а, скажем мягко, патриотический характер. А заведенная таким образом толпа легко возбудима и манипулируема.

Остальная, в основном не эстонская, часть населения к данному событию в лучшем случае безразлична. Сказывается эффект Бронзовой ночи. Бесполезны тут и появившиеся в последнее время разъяснялки, с историческими опусами о происхождении основного элемента — Креста и изображенной на нем эмблемы. А уж событие, к коему приурочивается открытие монумента (победа под городом Вынну, он же Цесис, что знамо не в Эстонии, а в Латвии), и подавно не понятно местным русским. Кто кого победил, когда, где и, главное, зачем победил, нам не ведомо. У нас одна Победа (не в смысле количества, а в смысле праздника, дня Победы) и ассоциируется она с другим событием, и по масштабам, и по историческому значению.

Итак, в преддверии Ивановой ночи мы будем иметь две не восторженные друг от друга группы населения. На фоне отмечания, читай употребления, восторга явно не добавится. И не дай Бог, с новой святыней в этот момент что-нибудь произойдет! Результат гарантирован.

Полная Опа

А теперь отвлечемся на секундочку от заданной темы и оглянемся вокруг. Что творится в экономике, объяснять без надобности. Полная Опа! Связанная с этим чехарда во власти, проявившаяся в развале коалиции и по достоинству оцененная народом в ходе последних выборов в Европарламент (один отдельно взятый протестный кандидат набирает столько же голосов, сколько самая популярная на момент партия), говорит о полной Опе и в политике тоже.

А что делает власть? Урезает бюджет, в основном за счет социальных расходов, и повышает налоги и акцизы. И то и другое усиливает социальное напряжение в обществе. Подстраховываясь от возможных неприятностей и упреждая последствия, принимаются законы, упрощающие объявление чрезвычайной ситуации и введение чрезвычайного положения (ЧП), где среди прочего разрешается применение сил регулярной армии против собственного народа, но не только.

Не менее важно, но об этом как-то мало говорится, что отныне ЧП может быть введено не только в ситуации стихийного бедствия, войны, эпидемии и т.п., но и в ходе внутренних беспорядков, а также экономического кризиса. Кстати сказать, определение последних терминов законом не дается, но гораздо важнее другое. В результате введения ЧП механизм принятия законов резко упрощается и ускоряется. И такой вопрос, как девальвация национальной валюты, может быть решен в течение пары часов в воскресенье вечером, а в понедельник мы все проснемся с новым курсом кроны… но это уже тема для следующего поста.

Храни меня, мой талисман

Возвращаясь к заданной теме и памятуя опыт событий Бронзовой ночи, не удивлюсь, если старые песни на новый лад могут возбудить новые процессы. Но должен быть повод. Он должен оправдать действия власти и если не освободить, то облегчить отвественность. И он должен быть одобрен большинством населения.

Покушение на святыни, это ли не понятный и сравнительно безопасный (для власти) повод. Но желательно, как в "Кавказкой пленнице", "чтобы он был не из нашего села, а еще лучше — даже не из нашего района". В общем, разделяй и властвуй!

Хороших Вам праздников, господа! С Ивановым днем!

 

Обсуждение закрыто

Вход на сайт