На днях мне задали вопрос: почему в моих шуточных историях на сайте www.stalnuhhin.ee министр сельского хозяйства присутствует всегда анонимно и в качестве безмолвного «ничто»? В то, что я рассказал в ответ, мой собеседник сначала просто не поверил. И мне представилось, что не только ему могут быть интересны статистические данные по сельскому хозяйству Эстонии. При этом – ничего личного: я даже не помню, как зовут этого несчастного министра.

За точку отсчета предлагаю взять 1987 год, поскольку именно этим годом дает Википедия в статье «ЭССР» количественные характеристики сельского хозяйства оккупированной Эстонии.

Итак, Википедия сообщает, что сельское хозяйство ЭССР специализировалось на молочно-мясном скотоводстве и беконном производстве. Поголовье крупного рогатого скота составляло 800 000 (в том числе дойных коров - 300 000), свиней – 1 100 000, овец – 100 000.

Эту ситуацию в современной аналитической литературе принято считать плачевной: если ввести в любой поисковик слова ENSV põllumajandus (с/х ЭССР), он выдаст ссылки на статьи и исследования, неопровержимо доказывающие порочность земледельческой практики той поры. Что должно было бы, по логике вещей, подтверждаться данными статистики. Поэтому предлагаю обратиться к сухим фактам, изложенным на сайте Департамента статистики (см. ссылку). Там, правда, приводится статистика только за 2001, 2003, 2005 и 2007 годы, но спасибо и за это – данные за 20-ый век вообще отсутствуют.

Итак, приступим. В начале 90-ых годов бывший колхозно-совхозный скот был разделен между бывшими колхоз-совхозниками, и, по некоторым источникам, этих вновь образованных хозяйств, которые для облегчения понимания предлагаю именовать хуторами, было около 140 000.

Теперь – данные Департамента статистики:

То есть количество хозяйств, содержащих домашний скот, при подобной динамике лет через 15 сократится до количества колхозов и совхозов в начале 90-ых, которых, по данным доцента Х.Петерсона, было 364.

Представление о том, как таяло поголовье, даст следующая таблица:

Общее поголовье крупного рогатого скота уменьшилось за 20 лет на 65%, молочное стадо стало компактнее на 64%. Хрюшки потеряли более 66% личного состава, и только баранов в Эстонии, слава богу, почти столько же, сколько было.

А как, интересно, изменяется занятость в сельском хозяйстве?

Эстонское село тает просто на глазах – всего за 6 лет количество в нем работающих уменьшилось почти вдвое.

Ни в коей мере не являясь экспертом по сельскому хозяйству, я готов согласиться с тем, что приведенные выше данные указывают на всего лишь интенсификацию производства, повышение производительности и прочие тому подобные прогрессивные веяния. Но, учитывая стыдливое молчание всех, ответственных за эту сферу, все же предположу, что приведенные цифры говорят о самоуничтожении целой отрасли.

А, кстати, вы знаете, как зовут министра сельского хозяйства?

stalnuhhin.ee

Обсуждение закрыто

Вход на сайт