Пасха - величайший христианский праздник,
знаменующий победу Спасителя над грехом и смертью и начало бытия мира,
искупленного и освященного Господом Иисусом Христом. На протяжении без
малого двух тысяч лет православные христиане и представители других
христианских конфессий встречают свой праздник в Храме Гроба Господня
или Воскресения в Иерусалиме.
Kаждый
раз все, кто находятся внутри и поблизости с Храмом, на Пасху
становятся свидетелями Схождения Благодатного Огня или Света. В Храме
все присутствующие должны молиться и просить, чтобы Огонь сошел. А если
Огонь не сойдет, то наступит конец света, и те, кто в Храме, должны
погибнуть.
Председатель совета организации “Русский Дом” Евгений Томберг, который в этом году по приглашению российского Фонда Святого Всехвального Апостола Андрея Первозванного (ФАП) и Центра национальной славы (ЦНС) в третий раз отправился в Иерусалим в составе паломнической делегации, рассказал газете “МК Эстония” том, как проходит церемония Схождения Благодатного Огня в Храме Гроба Господня.
“18 апреля делегация ФАП собирается в 9.30 у Русской Духовной Миссии, откуда через полчаса и начинается шествие к Храму Гроба Господня. Само шествие длится около 40 минут. Все делегации располагаются в Храме только в своих секторах и ориентировочно до 15.00 ждут начала церемонии Схождения Благодатного Огня. В полдень от Иерусалимской патриархии начинается Крестный ход к Храму Гроба Господня, который завершается перед входом в Кувуклию (часовня над Гробом Господним, где покоилось в Великую субботу погребенное тело Христа). В пещеру вносят большую лампаду, в которой должен возгореться огонь, и 33 свечи. Храм вмещает около 10 000 человек, он всегда полон.
Конечно, все люди, находящиеся в Храме, не могут видеть самого главного — как православный патриарх Иерусалимский Феофил III входит в Кувуклию, как его разоблачают, проверяя, нет ли у него спичек, оставляя лишь в одной рясе. А за полчаса до прихода патриарха в Кувуклию обыскивают полицейские, чтобы там не было никаких зажигательных средств, и опечатывают желтой восковой печатью. Во время молитвы патриарха в Кувуклии в качестве сторонних наблюдателей присутствуют армянские священники и иерусалимские полицейские”.
Евгений Томберг: “У церемонии Схождения Благодатного Огня хватает скептиков. Скажу, что проверка проводится достаточно сложная. Конкурирующие религии не заинтересованы в том, чтобы это действо происходило именно на православную пасху. Поэтому проверки проводились с пристрастием, чтобы сказать, мол, все это фокус”.
Храм, как поведал Евгений Томберг, “слабо освещен, а когда Патриарх начинает молиться, то свет вообще выключают. В Храме воцаряется полумрак. Все замирает. Напряжение и ожидание: сойдет Огонь или не сойдет? И вдруг появляются блики, начинают бегать по Храму. Блики появляются перед Схожденим Благодатного Огня. И это еще больше увеличивает напряжение. Раз блики, значит, Огонь сойдет и торжество будет”.
Евгений Томберг привезет Благодатный Огонь в Таллинн в лампе-контейнере, специально сертифицированной для перелета в самолете.
В этом году Томберг летит до Петербурга, затем доберется до Ивангорода, пешком перейдет границу и приедет в Таллинн: “На ночную службу я, к сожалению, не успеваю, но доставлю Благодатный Огонь как раз к 14.00 на пасхальную службу в Ласнамяэский храм в честь иконы Божьей Матери “Скоропослушница”.