Вечером 4 ноября 2013 г. мы с горечью узнали о кончине на 85 г. жизни Леонида Наумовича Столовича (22.07.1929-4.11.2013).
Прощание с профессором эмеритусом (emeritus) ТУ Леонидом Наумовичем Столовичем состоится 12 ноября в 12 часов в Ауле (Актовом зале) главного здания Тартуского университета.
Ушел из жизни еще один из «столпов» тартуского научного сообщества и «тартуского духа» советского и постсоветского периода - времени, в которое в Тартуском университете (в его гуманитарной русскоязычной части) работали Ю.М. Лотман, Б.Ф. Егоров, С.Г. Исаков, З.Г. Минц… Яркий ученый, автор 600 публикаций, 26 книг (с переводами – около 60 http://lepo.it.da.ut.ee/~stol/Bibliografia.htm), замечательный лектор, философ, интеллектуал, поэт, веселый и остроумный человек, Л.Н. Столович оказал влияние на десятки гуманитариев, учившихся в Тартуском университете и связанных с ним. По точному определению Б.Ф. Егорова, написавшего один из первых очерков о творчестве Л.Н. (в сб. «Мудрость, ценность, память»,2009, там же — полная библиография трудов Л.Н.), он был одним из важных творцов тартуской философской ауры.
Ленинград –Тарту
Л.Н. Столович родился в Ленинграде в 1929 г. Еще в школе он начал заниматься поэзией и участвовал в литературном кружке Глеба Семенова в ленинградском Дворце пионеров. Его первое стихотворение было опубликовано в мае 1941 г., когда автору было 12 лет. Начало войны Л.Н. встретил в Ленинграде, где провел первую блокадную зиму. В марте 1942 г. он стал воспитанником госпиталя на Волховском фронте, затем эвакуировался в Казань. Во время учебы в Казани, развивая свой интерес к литературе и участвуя в работе литературной секции города, Л.Н. познакомился с поэтом И.Уткиным, внучкой Е.Баратынского и дочерью крупного русского историка Н.И. Кареева Е.Н. Верейской, а также известным блоковедом Д.Е.Евгеньевым-Максимовым («Стихи и жизнь»).
Вернувшись в Ленинград в 1947 г., Л.Н. закончил школу, в которой учился целый ряд его известных в дальнейшем друзей — журналист Н. Прожогин, византинист Я.Любарский, филолог М. Альтшулер и др. В последних классах школы он продолжил свое участие в литературных кружках — как известного лермонтоведа Д.А.Мануйлова, так и Глеба Семенова.
В 1947 г.Л.Н. Столович поступил на философский факультет Ленинградского университета. Обстановка в университете была тяжелой – началась кампания против «космополитов», из университета удалялись старые преподаватели, заменявшиеся полуграмотными функционерами (история назначенного деканом Михайлина – Стихи и жизнь, 113-114). Тем не менее в это время он начал профессиональное занятие эстетикой, познакомился с рядом творческих людей – драматургом и режиссером ленинградского ТЮЗа Л. Ф.Макарьевым, поэтами Л. Мочаловым и Н. Слепаковой, целым рядом известных в дальнейшем обществоведов – В. Ядовым, Л.Красиным, В.Г. Ивановым, Б. Бернштейном и др.
Закончив университет в 1952 г и не имея возможности поступить аспирантуру или устроиться на работу в Ленинграде, Л.Н. Столович в 1953 г. приехал в Тарту.
В первые три года тартуской жизни он работал почасовиком на кафедре литературы, затем на кафедре философии Тартуского университета. Первые лекции Л.Н. слушал Б.Ф. Егоров. Лишь в 1956 г., после защиты в 1955 г. кандидатской диссертации «Некоторые вопросы эстетической природы искусства» и начала хрущевской оттепели Л.Н. , начав работу на кафедре литературы, был наконец зачислен на кафедру философии Тартуского университета старшим преподавателем. На этой кафедре он проработал почти 40 лет, до 1994 г., когда стал профессором-эмеритусом ТУ. В 1965 г. (в 36 лет) Л.Н. защитил докторскую диссертацию, став первым и самым молодым доктором философии в тогдашней Эстонии. В 1966 он стал профессором (в 1967 г. – дипломированным) ТУ.
Основной официальной работой Л.Н.Столовича на кафедре философии Тартуского университета было чтение курса диалектического материализма. Однако помимо этого официального курса (который Л.Н. также смог сделать неформальным и ярким) он вел большую и разнообразную философскую работу. После защиты кандидатской и затем докторской диссертации Л.Н. продолжал активно заниматься эстетикой, а также проблемой ценности в широком смысле, написав по этой теме не менее полутора десятка книг. Уже его ранние работы 1950-х гг положили начало дискуссии об эстетическом (подробнее в сб. «Философия. Эстетика, смех», 1999) и «ценностной переориентации» тогдашней советской эстетики. Предметом анализа Л.Н. Столовича были и многие другие философские темы, включая историко-философские. В течение многих лет он был редактором «Трудов по философии» ТУ.
Л.Н. Столович и кафедра философии Тартуского университета
Не в последней мере благодаря Л.Н Столовичу, как и его близкому другу Р.Н. Блюму, кафедра философии Тартуского университета смогла занять в Эстонии ( и в некотором смысле и тогдашнем СССР) свое своеобразное место.
В течение долгого времени эта кафедра была важным центром философского образования в Эстонии – центром единственной в республике аспирантуры, подготовки диссертаций, сдачи кандидатских экзаменов по философским предметам и проч. В эти годы, наряду со своими коллегами Л.Н. руководил рядом кандидатских работ. Под его руководством писали диссертации Марью Лауристин, Юло Матьюс и многие другие известные эстонские философы и гуманитарии. Всем им он помогал как научно, так и организационно — с проведением защиты, оппонентами и проч. Л.Н. Столович сделал очень много для формировании эстонской школы философов. Эта работа требовала широких философских знаний и (как было принято в Эстонии) неортодоксального и недогматического подхода. Как высокий теоретический уровень, так и недогматизм были в полной мере качествами Л.Н.
Не вступая в прямой конфликт с тогдашней системой, Л.Н., как и его друг Р.Н. Блюм, поддерживал все реформаторские начинания эстонских писателей и обществоведов — от защиты пьесы П.-Э. Руммо «Золушка» до поддержки закрытой в 1975 г. лаборатории Юло Вооглайда. Как и его друзья – профессора Тартуского университета В. Пальм, Р. Блюм, М.Бронштейн — Л.Н. были сторонником радикальных реформ советской системы. В период перестройки он руководил литературным отделом газеты Народного фронта «Тартуский курьер».
Л.Н. поддерживал широкие дружеские связи с учеными главных центров гуманитарной мысли в России, в первую очередь Москвы и Ленинграда. Благодаря ему эстонские философы могли познакомиться и общаться с лучшими российскими гуманитариями советского и постсоветского периода, с которыми он был знаком — от Э. Ильенкова и М. Лившица и до И. Кона, Э. Соловьева и Ю. Давыдова. Многие из них приезжали в Тарту. Л.Н. был одним из главных организаторов тогдашних тартуских философских конференций – в первую очередь философских, но также и социологических.
В 1960-90-х гг кафедра философии ТУ проводила свои исследования рядом с широко известным в СССР и за его пределами гуманитарным центром – кафедрой русской литературы Ю.М. Лотмана. Л.Н. Столович постоянно общался с Ю. М. Лотманом, но отстаивал свой подход к анализу культурных и философских вопросов.
Исследования Л.Н. Столовича – от проблемы эстетической ценности до истории философии
Л.Н. Столович был ярким лектором, автором многих докладов, выступлений и книг. С годами его философская эрудиция становилась все более широкой.
Одним из главных талантов Л.Н. было прекрасное владение пером. Он написал около 600 научных работ — 26 книг , с переводами на 20 языки почти 60. Среди этих книг были разные по объему научные тексты, воспоминания., а также художественные ( поэтические) произведения и подборки афоризмов («Размышления: Стихи, афоризмы, эссе, 2007 г.). Последний сборник статей Л.Н. вышел в Германии за несколько дней до начала его болезни. Л.Н. был мастером недогматического философского текста – яркого, точного, легкого и в то же время вполне серьезного. В этой связи можно вспомнить ницшеанское понятие «веселой науки».
Основным направлением исследований Л.Н. Столовича была философская эстетика и проблема ценности. Начальные работы Л.Н по эстетике представляли, как можно заметить, послесталинский (шестидесятнический) эстетический дискурс. Однако в круг интересов Л.Н. постепенно входили проблемы не только эстетической, но и поднятой еще неокантианством проблемы ценности вообще. Итог данным исследованиям он подвел уже в постсоветский период в работе «Красота -добро-истина» (1999), в которой изложил разработанную им социокультурную концепцию ценности.
Помимо вопросов теории ценности — в первую очередь эстетической — интересы Л.Н. Столовича касались широкого круга и иных философских тем — как общефилософских ( книга «Плюрализм в философии и философия плюрализма», Талл., 2005), так и историко-философских. В частности, темой его исследований стала тартуская Кантиана — от находки в ТУ посмертной маски Канта до кантовских рукописей, которые Л.Н. обнаружил в Берлине и в первую очередь усилиями которого они в 1995 г. были возвращены Тартускому университету. В течение семи лет Л.Н. работал над фундаментальной «Историей русской философии.Очерки» (2005 г.), занимался исследованием творчества А. Ф.Лосева (с которым был знаком лично и имел длительную переписку) и А. Штейнберга.
Постсоветский период стал для Л.Н. наиболее плодотворным временем, когда он смог подвести итоги своей многолетней работе и когда вышли в свет его основные фундаментальные книги. В последние годы своего творчества Л.Н. достигает философского энциклопедизма, приобретя заслуженную известность в кругах философов и гуманитариев прежде всего посткоммунистического пространства. Он участвовал в 9 мировых эстетических (с V по XIV) и 5 философских конгрессах, на последние из которых смог (по состоянию здоровья) лишь послать материалы своих выступлений.
Серия воспоминаний
Помимо научных исследований, Л.Н. проявил себя и в жанре мемуаров, написав целую серию интересных и важных воспоминаний. Среди них как личные ( «Стихи и жизнь», 2003), так очерки, касающиеся ряда известных ученых, с которыми Л.Н. был знаком, в том числе о Ю.М. Лотмане, В. Пальме, кафедре философии ТУ, о тартуской социологии («Социологи в Кяярику»), «Тартуском курьере», Р.Н. Блюме, М. Бронштейне и др.
Л.Н. обладал развитым чувством хранителя культурных ценностей и архивиста. Он был коллекционером, собирателем книг, автографов ( сам он связывал это со своим знаком зодиака Рак), активно работал над своим архивом. Этот богатый архив Л.Н. был принят библиотекой Стэнфордского университета (http://www.oac.cdlib.org/findaid/ark:/13030/c8x63kc2/entire_text/ ). К сожалению, культурные учреждения России — например, петербургские или псковские – до сих пор не проявляли достаточного интереса к подобным архивам ученых, связанных с русской культурой.
Искусство общения, юмор и поэзия
Л.Н. Столовичу был в высшей степени свойственен талант общения. Он был мастером этого общения – от личных бесед до юбилейных застолий. В мастерстве общения Л.Н.многое принадлежало юмору, особый талант которого был одной из наиболее ярких черт его многообразной личности. Л.Н. был как собирателем и исследователем, так и создателем юмористического и философского фольклора. О юморе философов и социологов 1960-х гг он рассказывает, например, в книге «Стихи и жизнь». Одним из наиболее известных итогов его творческой работы была книга «Евреи шутят», выдержавшая 4 издания (он подготовил также и 5 издание). К этой книге проявил даже президент Эстонии Леннарт Мери. Среди замыслов Л.Н. была идея (к сожалению, не осуществленная) антологии «Философы шутят».
Помимо научной работы Л.Н. Столович занимался и литературой.С ранней юности он пробовал свои силы в поэзии (см. «Стихи и жизнь», 2003, Размышления, афоризмы, эссе 2007). После многолетнего перерыва в 1980 г. он снова возвращается к ней, опубликовав в газете «ТГУ» подборку стихов с предисловием Ю.М. Лотмана.
Поэтические и литературные интересы Л.Н. определили его общение с широким кругом не только философов, но и поэтов от Г. Семенова и Д.Самойлова до А.Кушнера и Дм. Быкова. Он первым еще на страницах перестроечного «Тартуского Курьера» начал знакомить читателей с не публиковавшимися до этого в СССР произведениями Д. Самойлова, А. Володина, Л.Мочалова, Н. Слепаковой, В. Микушевича. В 2011 г. он участвовал в составлении антологии «Поэзия русских философов XX века» , к которой написал вступительную статью. «Талант, -писал Л.Н. в этой статье,- как заметил Шолом-Алейхем, как деньги: если он есть, то есть, а если его нет, так нет. Не все философы наделены поэтическим даром, да и мера его у разных людей разная. Философы пишут стихи, воплощая в них те стороны своей человеческой личности, которые не умещаются в «прокрустово ложе» философских абстракций, но также и для того, чтобы эти абстракции перестали быть только абстракциями ».
Будучи ярким лектором, Л.Н. выступал также и на телевидении – например, в интервью с Г. Новоженовым на НТВ (2005) или передаче «Что где когда?»(2009), для которой он подготовил вопрос, навеянный общением с внучкой Е.Баратынского в Казани 1940-х гг. В начале этого года было записано его интервью для передачи «Живи на все сто» (А. Суржикова, С. Трофимов), а также отрывки из его воспоминаний о Ю.М. Лотмане и З. Г. Минц в серии «Больше чем любовь» (те же авторы, канал «Культура»).
Эти выступления знакомят нас с обликом выдающегося тартуского философа, творчество которого, важное для Эстонии, России и всего постсоветского пространства, безусловно займет достойное место в истории Тартуского университета.