Уволив генерал-прокурора Беклешова, Павел I определил кандидатуру нового стража законности весьма необычным способом - путём метания жребия.
Так, по крайней мере, поговаривали современники. Написав на бумажках имена своих фаворитов, он разбросал их в беспорядке на столе, а затем вытянул одну. Жребий указал на Пётра Обольянинова. Об одном из самых невероятных случаев назначения на должность рассказывает Александр Звягинцев, заместитель Генерального прокурора РФ. Полностью материал можно прочитать в очередном номере журнала «Орден» и книге «Казусы Империи».
Угадать, угодить
Но, прежде чем попасть в число претендентов на высокий пост, Петру Хрисанфовичу Обольянинову пришлось приложить немало усилий. Выделиться малограмотному генералу, возглавлявшему всего-навсего провиантскую экспедицию, было непросто. Недостаток образования Обольянинов с лихвой восполнял прилежностью, исполнительностью и услужливостью, что особенно стало цениться при Павле I. Зная, что император без ума от своей резиденции в Гатчине, Обольянинов стремился предугадать любое его желание и исполнить любой каприз.
Однажды Пётр Хрисанфович гулял по Гатчине с известным архитектором Николаем Александровичем Львовым. Последний, обладавший исключительным художественным вкусом, остановил свой взор на прекрасном ручье и обратил внимание своего спутника на изящную природную красоту этого уголка Гатчины. Генерал-провиантмейстер лишь недоумённо пожал плечами.
- А что, Пётр Хрисанфович, - продолжал рассуждать Львов, - из этого прелесть что можно сделать. Так хороша тут природа.
Обольянинов только теперь сообразил, на что намекает Львов, но, правда, сразу нашёлся:
- А что, берёшься, Николай Александрович, сделать что-нибудь прекрасное?
- Берусь, - уверенно сказал архитектор.
- Вот будет сюрприз государю, - оживился Обольянинов. - Я, Николай Александрович, в прогулках отвлеку его от этого места, пока ты работать станешь.
Хитрец сенатор
На следующий день Львов представил Обольянинову эскиз: проворный ручей течёт среди руин древнего храма.
Работы были проведены быстро. Когда Львов показал сделанное Обольянинову, тот был вне себя от изумления.
- Еду сейчас же за государем, привезу его сюда, а ты, Николай Александрович, спрячься вон за те кусты, я тебя вызову.
Павел I приехал верхом в сопровождении многочисленной свиты. Спешился. Увидев красивый чистый ручей и искусно воссозданные полуразрушенные колонны, император пришёл в восторг. Он обнял Обольянинова и горячо поблагодарил его. После этого все сели на лошадей и ускакали, а Николай Александрович Львов так и остался стоять за кустами.
Вскоре Пётр Хрисанфович Обольянинов был назначен сенатором.
...Уйдя в отставку, Обольянинов сразу после восстания декабристов в 1825 г. совершил мужественный гражданский поступок. Он публично и весьма решительно (чего тогда многие боялись делать) ходатайствовал о помиловании или смягчении наказания для князя Е. П. Оболенского, сына своего старинного приятеля П. А. Оболенского.