1801 год. 24 декабря (12 декабря ст.ст.) был издан указ, предоставивший право владеть землей купцам, мещанам и казенным крестьянам. Отныне не только дворяне, но и другие свободные сословия могли покупать ненаселенные земли.
Таковы были первые опыты перестройки управления и общественных отношений, они составляют первую эпоху преобразовательной деятельности Александра. Опыты эти недостаточно обдумывались и страдали важными недостатками: недостаточно соглашались одни с другими, велись чрезвычайно торопливо; так, новые центральные ведомства, министерства явились единоличными учреждениями, а руководимые ими губернские учреждения сохранили прежний коллегиальный строй. Затем последовали известные внешние события, на некоторое время отвлекшие императора от внутренних работ; то было участие в двух коалициях против Франции - в 1805 г. в союзе с Австрией, в 1806 - 1807 гг. - в союзе с Пруссией. Во время этих войн расстроился интимный кружок первых советников императора. Походы и неудачи охладили первоначальное либерально-идиллическое настроение Александра; наблюдения, им собранные, поселили в нем недовольство окружающим. Члены неофициального комитета один за другим удалились от императора. Их опустелые места занял один человек, который стал единственным доверенным сотрудником императора. То был Михаил Михайлович Сперанский».
Цитируется по: Ключевский В.О. Курс русской истории. Том 5, лекция 83. М.: Мысль, 1989. с.196-197
История в лицах
Александр I:
Даровать России свободу и предохранить ее от поползновений, деспотизма и тирании — вот мое единственное желание.
Цитируется по: Три века. Исторический сборник под редакцией Каллаша В.В. М.:ГИС,1994
Мир в это время
«Люневильский мир заключен 9 февраля 1801 г. между Францией и Австрией после продолжительных, начатых еще до битвы при Гогенлиндене переговоров, веденных со стороны Франции Иосифом Бонапартом. Мир этот, заключенный после двух важных побед французов (при Маренго и Гогенлиндене), в территориальном отношении мало изменил условия Кампо-формийского мира. Австрия вновь уступила Франции Бельгию и левый берег Рейна, признала Цизальпинскую республику, в пользу которой отказалась от владений на правом берегу Эча, сохраненных ею по Кампо-формийскому миру; зато за Австрией вновь утверждено обладание Венецией до р. Эча, Истрией и Далмацией. Моденское герцогство было присоединено к Цизальпинской республике, а Тосканское преобразовано в королевство Этрурию: герцог Моденский в виде вознаграждения получил Брейзгау, Ортенау и епископства Бриксенское и Триентское; великому герцогу тосканскому тоже предназначалось вознаграждение на территории Германии, которое, однако, не было определено с точностью. Германские князья, лишившиеся владений (на левом берегу Рейна), должны были получить вознаграждение из секуляризованных церковных владений и земель имперских городов. Мир был одобрен регенсбургским сеймом. Главным последствием Люневильского мира было то, что Италия из сферы австрийского влияния перешла в сферу влияния французского».