ИСТОРИЯ

1584 год. 28 марта (18 марта ст.ст.) скончался царь Иван Грозный

«По свидетельству Горсея, в третьем часу дня 18 марта 1584 г. царь велел приготовить себе баню. В приготовлении участвовал лейб-медик Эйлоф.

Над завещанием больной трудился примерно два часа, в бане пробыл с третьего часа дня до семи, то есть более четырех часов. На досуге царь любил слушать песни и былины. Во время купания больной по обыкновению тешился музыкой.

Из бани царя перенесли в спальню и посадили на постель. Государь желал потешиться игрой в шахматы. При московском дворе эта игра была в моде. Иван велел позвать дворянина Родиона Биркина, искусного шахматиста. В опочивальне собралось большое общество — Бельский, Годунов, сановники и штат слуг. Государь стал расставлять фигуры, но руки не слушались его. Все фигуры стояли по своим местам, «кроме короля, которого он никак не мог поставить на доску» (Горсей). Не справившись с королем, больной лишился сил и повалился навзничь. В комнате поднялась суматоха. Одни спешили вызвать духовника, другие посылали за водкой, за лекарями, в аптеку за ноготковой и розовой водой.

Повествуя о кончине Грозного, Горсей употребил фразу: «He was straingled». Новейшие исследователи переводят эти слова так: «Он был задушен». Но такой перевод сомнителен. Царь умер, окруженный множеством людей. На глазах у них невозможно было тайно задушить монарха. Со временем по Москве распространились слухи о насильственной смерти государя. Но толковали не об удушении, а об отравлении ядом: «Неции же глаголют, яко даша ему отраву ближние люди».

М.М. Герасимов провел исследование костей царя, извлеченных из гробницы, и обнаружил в них следы ртути. Может ли этот факт служить доказательством отравления Грозного? Едва ли. Следует вспомнить, что ртутные соединения использовались тогдашней медициной при изготовлении некоторых сильнодействующих лекарств.

Горсей описал последние минуты царя со слов очевидцев. Иван испустил дух, то есть перестал дышать.

В числе первых в спальные хоромы царя прибежал его духовник Феодосий Вятка. Иван был мертв, но Феодосий совершил обряд пострижения над мертвым телом: «...возложи на него, отшедшего государя, иноческий образ и нарекоша в иноцех Иона». Очевидно, духовник действовал не по своему разумению, а в соответствии с распоряжением царя.

Смерть государя поначалу пытались скрыть от народа. Тем временем Бельский приказал запереть ворота Кремля и поднял в ружье стрелецкий гарнизон».

Цитируется по: Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М.: АСТ, 2001. с.452-453

История в лицах


Антонио Поссевино:

Последние письма, которые я получил через светлейшего монсиньора Болоньетти, были от начала прошлого месяца, и сейчас я ожидаю со дня на день королевского курьера, который должен сообщить мне много нового. Между тем я получил уведомление от господина польского канцлера от 29 мая, в котором он мне определенно сообщил о смерти великого князя московского, последовавшей 28 марта и сохранявшейся в тайне в течение нескольких дней, пока не был избран (царем) его сын слабоумный Федор с четырьмя регентами этого государства, против которых я уже долгое время выступал во время переговоров о мире с польским королем. Потом возникли распри между ними и Бельским, который был в наибольшем фаворе у умершего царя, и из-за того, что он (Бельский) не был назван в числе упомянутых правителей, в стране было убито 20 человек и многие другие ранены.

В силу этих и других обстоятельств господин польский канцлер уверял, что это правительство долго не продержится, и я по правде думаю, что господь пожелает спасти московитов от глупости его правителей и таким образом с божьей помощью представится случай добиться большего успеха в распространении католической религии так, как это было сделано с божьей помощью в Ливонии, которая была возвращена королю.

Вышеназванный новый князь московский направил также второе посольство к польскому королю с предложением о перемирии ввиду смерти отца. Он написал также польскому канцлеру, что несерьезно то, что якобы невозможно было ответить иначе, чем это сделал король, отправив в Московию новое посольство. На мой взгляд, если поляки будут к тому расположены, король вновь сможет снестись с великим княжеством Смоленским, принадлежащим Литве, и быть может, это с благословения божьего даст ему случай распространить католическую религию вплоть до Азии, что мне представляется не столь уж трудным делом. И все же со всяческим почтением и от всей души умоляю Вашу светлость и очень желаю, чтобы светлейший монсиньор Прасседе изволил взять на себя эти переговоры, и перед лицом божьим вспоминая обо мне, ничтожном, в их обращенных вновь молитвах, потому что меня, возможно, больше бы смутило, если бы мне было поручено выполнить что-нибудь в этом роде.

Наконец, о положении дел в Саксонии, о чем идет речь в другом моем отчете, который Вы возьмете у монсиньора Болоньетти, когда он прибудет в Италию, где Вашему преосвященству все доложено; к чему присоединяя мои благочестивые молитвы, прошу моего господа бога, чтобы он мне даровал благодать и счастье. Из Праги 16 июня 1584 г. от Вашего преосвященства и из Рима. Может быть, Вы подумаете, Ваше преосвященство, о том, чтобы его преосвященство монсиньор Прасседе принял в этом участие и т. д.

Нижайший раб Ваш во Христе Антонио Поссевино.
 

Цитируется по: Новые материалы иностранных архивов о международных отношениях // Международные связи России до XVII в. М.: АН СССР, 1961. с.538-539

Мир в это время


В 1584 году экспедиция Уолтера Райли (Роли) открывает восточное побережье Америки, где была основана первая английская колония. Эта территория была названа Виргинией.

Портрет сэра Уолтера Райли. Н Хиллард. 1585 год
 

«В 1584 году Роли отправил за океан на разведку два небольших судна под командой Филиппа Амадаса и Артура Барлоу. Они достигли Америки у 35’ северной широты, где почти нет удобных гаваней. Капитаны посетили два острова, расположенных у лагуны Памлико и залива Албемарл (у 36 ‘ северной широты) и соседний материковый берег. Вернувшись на родину, они охарактеризовали индейцев как людей «диких и ленивых, храбрых и гостеприимных, любопытных и доверчивых, очень склонных менять продукты своей страны на английские товары, особенно на металлические изделия», и расхваливали красоту страны, мягкость ее климата, плодородие почв. Тогда скупая королева расщедрилась, и Роли смог немедленно снарядить вторую экспедицию, уже на пяти судах, под командой Ричарда Гринвилла для колонизации вновь открытой страны. Благодарный фаворит назвал будущую английскую колонию Виргинией («Девственной», от латинского virgo – дева), в честь своей покровительницы».

Цитируется по: Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий. В 5 томах. Том 2. М.: Просвещение, 1983. с.335

Обсуждение закрыто

Вход на сайт