1238 год. 3 февраля монгольская орда подступила к стенам Владимира
«Татары шли дальше, взяли Москву, где убили воеводу Филиппа Няньку, захватили князя Владимира Юрьевича и отправились с ним ко Владимиру. Великий князь оставил здесь своих сыновей, Всеволода и Мстислава, с воеводою Петром Ослядюковичем, а сам с тремя племянниками Константиновичами поехал на Волгу и стал на реке Сити; потом, оставив здесь воеводу Жирослава Михайловича, он отправился по окрестным волостям собирать ратных людей, поджидал и братьев - Ярослава и Святослава, 3-го февраля толпы татарские, бесчисленные как саранча, подступили к Владимиру и, подъехавши к Золотым воротам с пленником своим князем Владимиром московским, стали спрашивать у жителей: "Великий князь Юрий в городе ли?" Владимирцы вместо ответа пустили в них стрелы, татары отплатили им тем же, потом закричали: "не стреляйте!" - и, когда стрельба прекратилась, подвели поближе к воротам и показали им Владимира, спрашивая: "Узнаете ли вашего княжича?" Братья, бояре и весь народ заплакали, увидавши Владимира, бледного, исхудалого. Возбужденные этим видом, князья Всеволод и Мстислав хотели было немедленно выехать из Золотых ворот и биться с татарами, но были удержаны воеводою Ослядюковичем. Между тем татары, урядивши, где стать им около Владимира, пошли сперва к Суздалю, сожгли его и, возвратившись опять ко Владимиру, начали ставить леса и пороки (стенобитные орудия), ставили с утра до вечера и в ночь нагородили тын около всего города. Утром князь Всеволод и владыка Митрофан, увидавши эти приготовления, поняли, что города не отстоять, и начали приготовляться к смерти; 7-го февраля татары приступили к городу, до обеда взяли новый город и запалили его, после чего князья Всеволод и Мстислав и все жители бросились бежать в старый, или Печерный, город; князь Всеволод, думая умилостивить Батыя, вышел к нему из города с малою дружиною, неся дары; но Батый не пощадил его молодости, велел зарезать перед собою. Между тем епископ Митрофан, великая княгиня с дочерью, снохами и внучатами, другие княгини со множеством бояр и простых людей заперлись в Богородичной церкви на полатях. Татары отбили двери, ограбили церковь, потом наклали лесу около церкви и в самую церковь и зажгли ее: все бывшие на полатях задохнулись от дыма, или сгорели, или были убиты. Из Владимира татары пошли дальше, разделившись на несколько отрядов: одни отправились к Ростову и Ярославлю, другие - на Волгу и на Городец и попленили всю страну поволжскую до самого Галича Мерского; иные пошли к Переяславлю, взяли его, взяли другие города: Юрьев, Дмитров, Волоколамск, Тверь, где убили сына Ярославова; до самого Торжка не осталось ни одного места, где бы не воевали, в один февраль месяц взяли четырнадцать городов кроме слобод и погостов».
История в лицах
Летопись по Типографскому списку:
Батыева рать. Тое же зимы царь Батый взя градъ Рязань и всю землю Рязанскую, мѣсяца декабря въ 21 день, а князя Юрьа Инъгваровича уби и кнеиню его и дьти его, и поиде на Коломну. Князь же великый Юрьи посла противу имъ сына своего Всеволода, и с нимъ князь Романъ Инъгваровичь Рязанский и воевода Ерѣмѣй Глѣбовичь. И срѣтостася с Татары у Коломны и бистася крѣпко, и ту убиша князя Романа и воеводу Еремѣа, а Всеволодъ убѣжа к Володимерю. А Батый иде к Москвѣ и взя Москву, и воеводу убиша Татарове, Филипа Нянка, а князя Володимера, сына Юрьева, руками яша. И поидоста к Володимерю. А князь великый Юрьи иде за Волгу и ста на Сити съ всѣми силами, а Татарове же приидоста к Володимерю мѣсяца февраля въ 3 день, въ вторникъ, преже мясопуста за недѣлю, а Володимерцы затворишяся въ градь съ Всеволодомъ и съ Мстиславомъ, а воевода бѣ у нихъ Петръ Ослядюковичь. Татарове же, шедъ, взяша Суздаль в пятокъ, а в суботу опять приидоша к Володимерю. Князь же Всеволодъ и владыка Митрофанъ видѣста, яко взяту быти граду, внидоша в церковь святую Богородицю и постригошяся вси въ аггельскый образъ оть владыкы Митрофана. Татарове же взяша градъ мѣсяца февраля въ 7 день, в недѣлю мясопустную, по завтрени, внидоша съ всѣхъ странъ въ градъ по примету чересъ стъну и избиша всѣхъ. И поидоша оттолѣ на великого князя Юрьа, а друзии идоша к Ростову, а инии къ Яраславлю, а инии на Волгу и на Городець, и ти поплениша все по Волзѣ и до Галича Мерскаго, а ини идоша къ Переаславлю в тьй градъ взяша. И оттолѣ всю ту страну и городи мнози поплениша: Юрьевъ, Дмитровъ, Волокъ, Твѣрь -- ту же и сынъ Яраславль убиша -- и до Тръжьку; нѣсть имъ мѣста, идеже не воеваша, а на Ростовьской и Суздалской земли взяша городовъ 14, опрочѣ слободъ и погостовъ, въ одинъ мѣсяць февраль, кончающеся лѣту 45-му.
Мир в это время
В 1238 году было образовано тайское государство Сукотаи
Золотой Будда. Статуя, созданная в эпоху Сукотаи
|
«Сукотаи – средневековое тайское государство, названное по одноименной столице. Создано в 1-й пол. 13 в. тайским вождем По Кун Банг Кланг Tao, принявшим тронное имя Сри Индрадитья. Наивысшего расцвета достигло при короле Рамкамхенге (1275 - ок. 1317). Границы Сукотаи при нем доходили на западе до Андаманского моря, на юге - до Малаккского п-ова. Большую роль в культуре державы Сукотаи играло древнее монкхмерское население юга страны. В 1283 году под влиянием кхмерского алфавита был создан первый тайский алфавит. Обширная держава Сукотаи обладала слабыми экономическими связями и распалась вскоре после смерти Рамкамхенга. В 1378 году сузившееся до размеров небольшого княжества Сукотаи признало вассальную зависимость от Аютии, а в 1438 году было ею аннексировано».