1237 год. 21 декабря хан Батый штурмом взял Рязань
«Батый двинул ужасную рать свою к столице Юриевой, где сей Князь затворился. Татары на пути разорили до основания Пронск, Белгород, Ижеславец, убивая всех людей без милосердия и, приступив к Рязани, оградили ее тыном, или острогом, чтобы тем удобнее биться с осажденными. Кровь лилася пять дней: воины Батыевы переменялись, а граждане, не выпуская оружия из рук, едва могли стоять на стенах от усталости. В шестой день, Декабря 21 [1237 г.], поутру, изготовив лестницы, Татары начали действовать стенобитными орудиями и зажгли крепость; сквозь дым и пламя вломились в улицы, истребляя все огнем и мечем. Князь, супруга, мать его, Бояре, народ были жертвою их свирепости. Веселяся отчаянием и муками людей, варвары Батыевы распинали пленников или, связав им руки, стреляли в них как в цель для забавы; оскверняли святыню храмов насилием юных Монахинь, знаменитых жен и девиц в присутствии издыхающих супругов и матерей; жгли Иереев или кровию их обагряли олтари. Весь город с окрестными монастырями обратился в пепел. Несколько дней продолжались убийства. Наконец исчез вопль отчаяния: ибо уже некому было стенать и плакать. На сем ужасном феатре опустошения и смерти ликовали победители, снося со всех сторон богатую добычу. - "Один из Князей Рязанских, Ингорь, по сказанию новейших Летописцев, находился тогда в Чернигове с Боярином Евпатием Коловратом. Сей Боярин, сведав о нашествии иноплеменников, спешил в свою отчизну; но Батый уже выступил из ее пределов. Пылая ревностию отмстить врагам, Евпатий с 1700 воинов устремился вслед за ними, настиг и быстрым ударом смял их полки задние. Изумленные Татары думали, что мертвецы Рязанские восстали, и Батый спросил у пяти взятых его войском пленников, кто они? Слуги Князя Рязанского, полку Евпатиева, ответствовали сии люди: нам велено с честию проводить тебя, как Государя знаменитого, и как Россияне обыкновенно провождают от себя иноплеменников: стрелами и копьями. Горсть великодушных не могла одолеть рати бесчисленной: Евпатий и смелая дружина его имели только славу умереть за отечество; немногие отдалися в плен живые, и Батый, уважая столь редкое мужество, велел освободить их. Между тем Ингорь возвратился в область Рязанскую, которая представилась глазам его в виде страшной пустыни или неизмеримого кладбища: там, где цвели города и селения, остались единственно кучи пепла и трупов, терзаемых хищными зверями и птицами. Убитые Князья, Воеводы, тысячи достойных витязей лежали рядом на мерзлом ковыле, занесенные снегом. Только изредка показывались люди, которые успели скрыться в лесах и выходили оплакивать гибель отечества. Ингорь, собрав Иереев, с горестными священными песнями предал земле мертвых. Он едва мог найти тело Князя Юрия и привез его в Рязань; а над гробами Феодора Юрьевича, нежной его супруги Евпраксии и сына поставил каменные кресты, на берегу реки Осетра, где стоит ныне славная церковь Николая Заразского".
Цитируется по: Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: Эксмо, 200
История в лицах
Лаврентьевская летопись:
В лѣт̑ . ҂s҃ . ѱ҃ . м҃ . е҃ . [6745 (1237)] Блг҃овѣрнъıи єпс̑пъ Митрофанъ . постави кивотъ в ст҃ѣи Бц҃ѣ зборнѣи над̑ трапезою . и оукраси ѥго златомь и сребром̑ . при блг҃овѣрнѣмь кнѧзи велицѣмь Геѡргии Тогож̑ лѣт̑ . исписа притворъ ст҃оє Бц҃и Тогож̑ лѣт̑ . На зиму придоша ѿ всточьнъıѣ странъı . на Рѧзаньскую землю лѣсом̑ безбожнии Татари . и почаша воєвати Рѧзаньскую землю . и плѣноваху и до Проньска . поплѣнивше Рѧзань весь и пожгоша . и кнѧзѧ ихъ оубиша . ихже ємше ѡвъı растинахуть . другъıӕ же стрѣлами растрѣлѧху в нѧ . а ини ѡпакъı руцѣ свѧзъıвахуть . много же ст҃хъ цр҃кви ѡгневи предаша . и манастъıрѣ и села пожгоша . имѣньӕ не мало ѡбою страну взѧша . потом̑ поидоша на Коломну
Цитируется по: Полное собрание русских летописей. Том 1. Лаврентьевская летопись. М.: ЯРК, 1997
Мир в это время
В 1237 году после низложения Генриха VII Гогенштауфена королем Германии был избран его младший брат Конрад
Печать Конрада IV |
Конрад IV. Из рода Гогенштауфенов. Иерусалимский король в 1228-1243 гг. Немецкий король в 1237-1254 гг. Король Сицилии в 1250-1254 гг. Сын Фридриха II и Иоланты. Женат с 1246 г. - Елизавета, дочь герцога Баварского Отгона II (род.1227 г. Умер 1273 г.). Родился 1228 г. Умер 21 мая 1254 г.
Время правления Конрада в Германии было отмечено мятежами и смутами. В 1247 г. противники Гогенштауфенов избрали королем графа Вильгельма Голландского. Борьба с ним была неудачна, и, после того как в декабре 1250 г. в Италии умер Фридрих II, Конрад уже не мог противостоять врагам. В следующем году он двинулся в Италию. К этому времени у Гогенштауфенов не осталось в Германии ничего, кроме родовых владений в Швабии. Часть их Конрад продал, часть заложил и на эти деньги собрал войска. В октябре он прибыл в Верону, затем посадил своих солдат на корабли и в январе 1252 г. высадился на апулийский берег. Южная Италия также была охвачена восстанием против Гогенштауфенов. В сопровождении брата Манфреда Конрад двинулся против непокорных городов. Вместе они взяли Аквину, Суэссу, Сен-Джермано и Капую. Последним оплотом недовольных оставался Неаполь. В начале 1253 г. Конрад начал осаду города, потом сицилийский флот блокировал осажденных с моря. 1 октября неаполитанцы сдались без всяких условий на милость победителя. Король отдал город на разграбление своим солдатам и велел срыть его укрепления. Все мужчины, способные носить оружие, были умерщвлены, вожди восстания погибли после жестоких пыток. После этого у Конрада не осталось никаких противников в Сицилийском королевстве, и он стал готовиться к походу против папы, отлучившего его от церкви. Однако весной 1254 г. он внезапно заболел лихорадкой и умер на 26-м году жизни».