1877 год. 16 июля (4 июля ст.ст.) русские войска взяли город Никополь
«8 июля 1877 года Западному отряду русской армии под командованием генерала Николая Павловича Криденера (35 000 чел.) было приказано взять крепость Никопол, после чего продолжить наступление на Плевен. Никопол отстоял на 40 км от Свиштова, и в нем располагался 10-тысячный турецкий гарнизон Хасана-паши. Русские войска выступили из Свиштова. Достигнув села Ореш, они разделились на несколько отрядов, которые направились по дорогам, ведущим в села Деков, Мыршевица (ныне Любеново) и Выбел. Один из отрядов приблизился к Никополу с востока и юга, между реками Дунай и Осым, а другие вышли на левый берег реки Осым с тем, чтобы овладеть территорией, простирающейся до реки Вит, преградив тем самым противнику путь к отступлению на запад. Еще до форсирования Дуная командование русской армии получило сведения о состоянии Никополской крепости от разведчика Николы Славкова, товарища Христо Ботева. Произведенная рекогносцировка показала, что на берегу Дуная установлено 17 батарей, а на поднимающихся над городом холмах сооружено шесть редутов. Эти укрепления составляли главную линию обороны противника. Перед батареями турок были расположены: на восточном участке — укрепленная позиция по левому берегу Ермолийского потока и еще одна в километре к востоку от Западного участка, где были установлены 2 батареи по 7 орудий в каждой для обстрела моста через Осым и одна — на левом берегу реки к западу от села Муселиево, с юга — две батареи, прикрытые окопами; на правом берегу Никополской ложбины — также линия окопов.
Бои за Никопол начались в 4 часа утра 15 июля 1877 года. Сильное сопротивление противник оказал на правом фланге. Русская артиллерия, поддержанная румынскими батареями со стороны Турну-Мэгуреле близ села Выбел, открыла дружный огонь по крепости. Одновременно западнее реки Осым наступала колонна генерала Шильдера-Шульднера и кавалерия полковника Тутольмина (Кавказская казачья бригада). 18-й Вологодский пехотный полк, поддержанный 123-м Козловским пехотным полком, отбросил противника с позиций под селом Муселиево, которым овладели наступающие. 20-му Галицкому пехотному полку, наступавшему со стороны села Выбел, удалось занять турецкие окопы и один редут перед цитаделью. На помощь русским пришло много болгар. Корреспондент русских газет В. Крестовский писал:
«Когда наш центр перешел в наступление и Галицкий полк бросился в атаку, стояла ужасная жара, солнце жгло нестерпимо. Солдаты, обливаясь потом, задыхаясь от пыли и зноя, испытывали мучительную жажду. Тогда женщины-болгарки из села Выбел брали ведра, кувшины и баклаги и под ожесточенным ружейным огнем противника носили воду на позицию нашим истощенным солдатам, для которых в этот момент глоток животворной воды означал неоценимое благо... Не обращая внимание на зловещий свист и разрывы падающих вблизи снарядов, они не сходили с места, пока солдаты не выпивали всю воду; лишь после этого они снова отправлялись за водой».
К вечеру и колонна генерала Вельяминова (31-я пехотная дивизия) достигла восточных редутов. Никопол был окружен. Возведенные над городом редуты оказались в руках русских. Ночью пять турецких таборов попытались вырваться из окружения в направлении города Сомовит, но были отбиты казаками.
На 16 июля 1877 года намечался штурм крепости. Однако он не был предпринят, так как над крепостью взвился белый флаг побежденных. Раздался победный салют русских батарей.
В своих воспоминаниях один русский офицер писал: «4 июля мы встали раньше и приготовились в поход (из села Выбел — прим. авт.). Неожиданно громкое «Ура!», без единого выстрела, привлекло наше внимание... Мы спешно направились туда, откуда донеслось это «Ура!», и прибыли точно вовремя. Никополская твердыня, расположенная чуть ниже, была безмолвной. Белые флаги говорили о том, что противник сдается... Меня охватила невыразимая радость, которой я никогда прежде не испытывал. Чувство удовлетворения, сознание того, что ты вместе со своими славными солдатами внес, пусть и небольшую, лепту в это торжество, и наконец уверенность, что перед нами стоит уже не противник, а обыкновенные люди, все это как-то не укладывалось в голове. Трудно точно определить, что именно чувствует человек в такие минуты».
Продолжительное, несмолкающее «Ура!» пронеслось по войскам, окружившим крепость плотным кольцом. Из главных ворот Никополской крепости вышел Хасан-паша со свитой и вручил ключ от Никопола генералу Н. П. Криденеру. Сдалось 7000 турецких военнослужащих гарнизона. В руки победителей попали 6 знамен и ценные трофеи: 113 орудий, более 10 000 винтовок и 2 монитора, скрытых в устье реки Осым».
История в лицах
Из походных писем Н.П.Игнатьева:
4 июля будет памятный в истории нынешней кампании день. Начался тревогою Главной квартиры, начавшейся в Систове и на нашем мосту вследствие опасения турок и распространившихся фальшивых известий, а кончился известием о взятии Никополя с 82 крепостными орудиями (три крупповских последней системы), двумя расстрелянными нашею артиллериею мониторами, несколько пашей и более 5 тыс. пленных турецких солдат с множеством оружия и боевых принадлежностей. Пока мы ничего о Криденере не знали, он загнал турок в Никополь, отрезал им сообщение с Виддином, Софиею и Плевною и затем 3 июля с 4-х часов утра до поздней ночи штурмовал несколько укрепленных позиций, устроенных перед городом. К ночи пальба и штыковая атака нашей молодецкой пехоты и образцовой артиллерии стихли. А 4-го на рассвете, когда войска проникли в город, цитадель сдалась вместе с турецкими войсками, начальником коих был генерал-лейтенант Гассан-паша, человек умный, храбрый и энергичный, защищавшийся до последней крайности. В 1-м часу государь получил радостную телеграмму из Систова, и войска стали кричать «ура!» на всех биваках. В 8-м часу, тотчас после обеда нашего прибыл Лоря в коляске с Гассан-пашою и 6-ю конвойными казаками.
Мир в это время
В 1877 году американский астроном Асаф Холл открывает спутники Марса – Фобос и Деймос
«Холл Асаф. Холл (Hall) Асаф (Эсаф) (15.10.1829, Гошен, штат Коннектикут, - 22.11.1907, Аннаполис, штат Мэриленд), американский астроном, член Национальной академии наук в Вашингтоне (1875 год). В 1857-62 ассистент обсерватории Гарвардского университета, в 1862-91 гг. астроном-наблюдатель на Морской обсерватории в Вашингтоне. В 1896-1901 гг. преподавал в Гарвардском университете. Известен наблюдениями планет и их спутников, малых планет, двойных звёзд. Определил (1876 год) период вращения Сатурна, открыл (1877 год) спутники Марса. Занимался разработкой теории движения планет и их спутников».