Каждый год в Москву приезжает огромное количество абитуриентов, мечтающих о поступлении в вуз: учиться в столице считается очень престижным.
Точно так же дело обстояло и триста лет назад. Правда, в те времена и высшее учебное заведение было всего одно на всю страну, и находилось оно, разумеется, в Москве.
Способ «взыскати премудрости»
Первое высшее учебное заведение имело сложное название «Славяно-греко-латинская академия», оно было открыто в 1687 году. Ее создали по инициативе Симеона Полоцкого: богослова, астролога, драматурга, переводчика и учителя детей царя Алексея Михайловича. Ещё в 1666 году Симеон произнёс «орацию» (то есть речь) перед царём о том, что в России давно пора повысить уровень образования (в оригинале — «взыскати премудрости»). Способ для этого имелся и давно эксплуатировался во всём мире: повсюду открывались и работали школы и университеты (на ту пору, кстати, Болонскому университету уже было почти 600 лет).
В 1678 году, за два года до смерти, Полоцкий создал первый документ нового учебного учреждения. Это была «Академическая привилегия», своего рода устав, учредительная грамота, в которой подробно описана концепция вуза. Предполагалось, что академия будет готовить кадры для государственного и церковного аппаратов. Обучать здесь должны были славянскому, греческому, латинскому и польскому языкам, а также «семи свободным искусствам», к которым относились в те времена диалектика, музыка, астрономия, геометрия, философия, стихосложение («пиитика» по-старинному) и грамматика. Обучение ведётся на бесплатной основе, а ученикам ещё и стипендия выплачивается, да и состарившиеся преподаватели должны обеспечиваться пенсиями.
Статус академии, согласно документу, был равен статусу университетов Западной Европы.
Аристократы и холопы — на одной скамье
Сам Симеон до открытия Академии не дожил. Царь Фёдор III, на чьё высочайшее утверждение подавалась «Академическая привилегия», тоже умер раньше. Учреждение начало работу в древнем Богоявленском монастыре (ныне Богоявленский переулок): к монастырской территории в 1685-87 годах прирезали земельный участок, на котором было возведено учебное здание. Однако в 1687 году занятия были перенесены в двухэтажные палаты на территории Заиконоспасского монастыря (ныне улица Никольская, 7-9). Этот год и принято считать годом открытия академии.
Сословных привилегий для студентов здесь не было: в академии могли обучаться как отпрыски аристократических семей, так и купеческие дети, и даже «холопы», люди самого простого звания. Учёба длилась 12 лет и разделялась на этапы с непривычными современному уху названиями: четыре начальных класса назывались «фара», «инфирма», «грамматика» и «синтаксима», средние классы — «пиитика» и «риторика», высшие — «философия» и «богословие». Кстати, учились студенты круглогодично, никаких летних каникул тогда не полагалось.
Первыми преподавателями академии стали два брата из Греции по фамилии Лихуды: Софроний и Иоаким (сейчас в Богоявленском переулке возле выхода из метро «Площадь Революции» им стоит памятник). Доктора наук Падуанского университета, блестяще образованные братья делали всё возможное для работы первой российской академии, понимая, насколько необходимо образование для прогресса в России.
Сперва в академии обучали только греческому языку, который был основным языком богослужебных книг. Поэтому до 1710 года академия называлась «Еллино-греческой». Позднее в программу были введены латинский и другие европейские языки. Уже в средних классах ученики ловко читали и писали на латыни. Нередко юношей посылали учиться за рубеж, где они изучали вдобавок турецкий, персидский, арабский языки.
Первые — из первой
Выпускники этого учебного заведения были не просто высокообразованными людьми: многие из них стали преподавателями в своей же альма-матер, а иные — настоящей гордостью страны. Например, Фёдор Поликарпов, один из самых первых учеников академии, писатель, переводчик и создатель российского словаря «Лексикон треязычный», преподавал здесь риторику, грамматику и пиитику, а позднее стал редактором (раньше эта должность называлась «справщик») Московского печатного двора. Учился в академии купеческий сын Фёдор Волков, ставший создателем первого русского театра (он открыл его в Ярославле, там и по сей день работает театр его имени). Князь Антиох Кантемир, русский поэт-сатирик, учился складывать вирши в стенах академии. Василий Баженов, сын московского дьячка, прославился на ниве архитектуры. Пётр Постников стал первым русским доктором медицины. Михаил Ломоносов, сын рыбака, впоследствии ставший великим учёным и основавший другое высшее учебное заведение, — Московский государственный университет — тоже учился в этих стенах.
В 1812 году во время войны Заиконоспасский монастырь был разграблен и сильно пострадал, а в 1814 году академию закрыли: точнее, на ее основе создали Московскую духовную академию, которую разместили в Троице-Сергиевой лавре. Сегодня по адресу Никольская, 7-9, где раньше была академия, располагается корпус РГГУ.
Наследниками Славяно-греко-латинской академии себя считают и Московская духовная академия в Сергиевом Посаде, и МГУ, и Российская академия наук. Хотя её наследниками можно считать все высшие учебные заведения нашей страны.