Тынис Лукас пообещал не закрывать все русские средние школы подряд. Что-нибудь да останется. Фото: Сергей Трофимов Министр образования и науки рассказал, чего ждать от нового Закона об основной школе и гимназии.

Одержимости министра образования вопросами качества образования можно только позавидовать. Способом повышения качества Тынису Лукасу по-прежнему видится сокращение числа учебных заведений. Но если прошлой весной речь шла о вузах, то на сей раз министерство пообещало взяться за гимназии.


Гимназий слишком много. Сами гимназии, могут, конечно, с этим поспорить. Особенно те, что не сталкиваются с катастрофической нехваткой детей. Но министр непреклонен: по прогнозу, к 2012 году детей-гимназистов станет меньше на треть. «Часть гимназий в любом случае пришлось бы закрыть», – говорит Тынис Лукас. Уже сейчас в 75 средних школах в гимназических классах – по одному комплекту на параллель. А министерству хочется, чтобы комплектов было минимум три. Для того Министерство образования и собирается разделить основные школы и гимназии. До 2011/12 учебного года они еще смогут существовать как единое учреждение. А потом их пути разойдутся.

Равнение на Хуго Треффнера

Гимназии хотят сделать похожими на тартускую имени Хуго Треффнера – классов с первого по девятый там нет, и далеко не все учащиеся живут в Тарту. Сельским школьникам, даже если они не будут учиться в гимназии Треффнера, реформа грозит тем, что они будут добираться до средней школы значительно дольше, чем теперь. Потому что министерство гарантирует сохранность гимназий в уездных центрах, не более.

Провинциальных гимназий, может быть, останется больше. Все зависит от местных самоуправлений – договорятся ли между собой, будет ли в соседних волостях в сумме достаточно детей для сохранения гимназии в каком-либо из самоуправлений.

Будут и еще исключения. Тынис Лукас пообещал сохранить гимназию на острове Хийумаа, пусть потенциальных гимназистов там до неприличия мало. Еще один специфический случай – эстонская гимназия в Нарве. Она тоже останется.

Законопроект позволит министерству взять под контроль процесс повсеместного закрытия гимназий, которого, как нам уже объяснили, никак не избежать. Лукас считает неправильной ситуацию, когда сильные самоуправления (города покрупнее) содержат полупустые гимназии, а небогатые волости вынуждены закрывать и гимназии, и основные школы. Чтобы избежать великого переселения школьников из деревень в города, часть гимназий закроют и в Таллинне, и в других городах. «В Силламяэ сейчас четыре гимназии, но если мы скажем им: работайте и дальше, несмотря ни на что, – о какой политике в области образования может идти речь?» – говорит Лукас. Сопротивление бесполезно: если законопроект будет принят, гимназии лишатся своих лицензий с 1 сентября 2009 года. А новые лицензии выдадут лишь тем, что соответствуют «критериям качества». В смысле – повышенным требованиям к количеству гимназистов.

Век живи – до восемнадцати учись

Кое-что в законопроекте касается непосредственно школьников. Например, школьная «повинность» будет продлена до 18 лет. Такая идея возникла потому, что 17-летним ребятам, которые уже не обязаны посещать школу, но основного образования не имеют, на рынке труда ловить все равно нечего. Работодатель десять раз подумает, прежде чем взять на работу несовершеннолетнего.

Тынис Лукас заверил «ДД», что русские гимназии будут закрывать на тех же условиях, что и эстонские. «Нет, я не думаю о том, что вот наконец-то у нас появился повод сократить русских учителей, – сказал министр. – Не в том вопрос. Сейчас нам как раз не хватает преподавателей».

В школах после ликвидации гимназических классов преподаватели могут лишиться определенной части дохода. Многие сегодня преподают как в основной школе, так и в старших классах, расположенных, как правило, в одном и том же здании. Все что может предложить со своей стороны министерство – переобучение. Учителя, остающиеся в основной школе, смогут тогда преподавать больше разных предметов. Другой вариант – продолжать работать на два фронта, но что делать, если гимназические классы переедут в другой город? И тогда из Антсла, например, придется каждый день ехать в Выру? «А что? Сегодня это – обычное дело», – ответил Лукас.

Под угрозой не только преподавательские места, но и зарплаты: отдельные горячие головы в правительстве не прочь решить проблему 9-миллиардного дефицита за счет учительских окладов. «Решения в экономической политике основываются на том, что мы не можем тратить деньги, которых у нас нет. И если видно, что средств не хватает и государство условно может оказаться банкротом, мы должны реагировать, – говорит Лукас. – Для меня, конечно, уровень зарплат учителей – приоритет. Но урежут их или нет – не могу сказать ни да, ни нет».

Фото: Сергей Трофимов

Тынис Лукас пообещал не закрывать все русские средние школы подряд. Что-нибудь да останется.

 

Обсуждение закрыто

Вход на сайт