Министр образования Тынис Лукас выступил с обращением по поводу Закона об основой школе и гимназии и возникших вокруг него слухов, будто изменения приведут к закрытию русских школ.
"Проект Закона об основной школе и гимназии уже долгое время остается под пристальным вниманием общественности. В результате честного и аргументированного обсуждения были сделаны предложения о внесении исправлений и, как известно, я отказался от централизованного разделения основной школы и гимназии. Поскольку количество учащихся гимназий в ближайшие годы значительно сократится, местные самоуправления неизбежно должны произвести изменения и в школьной сети.
Возможные изменения, вызванные сокращением количества учащихся, в равной степени затрагивают школы как с эстонским, так и с русским языками обучения. Разумеется, нельзя говорить о том, что школам с русским языком обучения угрожает специфическая опасность, обусловленная языком обучения и местом расположения. Например, в школах Нарвы сейчас существует 56 гимназических классов, однако к осени 2011 года количество учащихся гимназий Нарвы сократится почти вдвое, так что должно остаться всего 27 гимназических классов. Это привело бы к изменениям независимо от государственной политики в сфере образования. К примеру, в Йыгевамаа работают 8 гимназий, однако через пару лет во всем уезде останется 300 учащихся на всей гимназической ступени.
Поэтому считаю особенно прискорбным и постыдным тот факт, что в ходе этого процесса Центристская партия начала совершенно сознательно распространять в русскоязычных СМИ ложную информацию и сеять страх среди школ с русским языком обучения.
В русскоязычной Postimees, русскоязычном Delfi и в нарвской газете «Город» Майлис Репс утверждала, что поскольку в проекте закона в качестве языка обучения в гимназиях установлен эстонский, то, очевидно, им не будет выдана лицензия на осуществление образовательной деятельности. В то же время, бывший министр образования прекрасно знает, что в положениях, касающихся языка обучения и перехода на эстоноязычное обучение в гимназиях в новом законе, по сравнению с действующим, ничего не меняется. Переход на преподавание предметов на эстонском языке был записан в законе уже более десяти лет назад, и эти положения существовали в нем и тогда, когда министром была Майлис Репс".