Столичная мэрия организовала в рамках состоявшегося 30 ноября – 1 декабря XII Таллинского Форума «Гражданский мир» обсуждение «вех реформы русскоязычной школы».
Предлагаем вниманию читателей полный текст выступления на этом форуме журналиста Димитрия Кленского. (На форуме этот текст был доведен до сведения собравшихся в усеченном виде из-за лимита времени. В прениях давали всего по три минуты. По действиям модератора Иви Проос было видно, что сделали это преднамеренно).
***
«Увы, как обычно, эти форумы (призванные быть всенародными обсуждениями) стали, по сути, конференциями. На доклады, которые можно было разослать участникам заранее, ушло три часа и только полчаса досталось девяти выступавшим из зала, то есть по три минуты на каждого. То есть форума, как такового, и на этот раз не получилось.
Помнится, что таковым было только действительно народное собрание, созванное мэром столицы Эстонии Эдгаром Сависааром в мае 2007 года, сразу после печально известных «бронзовых ночей» в Таллине.
Это – не случайность: сегодня мнение населения уже почти никого в Эстонии не волнует.
Итак, тезисно о сути проблемы
1/Говоря об образовании, у нас забывают, что это не только обучение и его качество, которое, кстати, снижалось в ходе реформы иноязычной гимназии (с русским языком обучения). Это обязательно: и воспитание. Забывают об этом – неслучайно. Воспитание преследует цель формирование у молодого человека государственного мировоззрения, лояльности государству.
Но это еще и эстонская ментальность (ееsti meel), а она все еще провинциальна, да и отдает антироссийскостью, не говоря уже о русофобии. Русским Эстонии такое надо?
2/Правильно говорят, что по Закону «Об основной школе и гимназии» (статья 21) решение о желании сохранить язык обучения русский, принимает попечительский совет. Но при этом забывают, что директора по рукам связаны с обязательствами перед Законом (они должны его выполнять). А учителя сами говорят, что они – люди подневольные. То же можно сказать о представителях родителей в попечительских советах, о страхах других родителей: возразишь администрации – пострадает успеваемость твоих же детей.
Но еще забывается, что отношение к реформе имеют не только родители сегодняшних учащихся. Стало быть, решение должно быть всенародным, может, нужен и референдум
3/Говорят о нехватке учителей, как для преподавания на русском языке (новых не готовят, а учительство стареет), так и на эстонском (и тут подготовка отстает от потребностей). Отмечают дефицит учебников, методик, а также финансов и политической воли. Но все это появится немедленно, если волю покажет население. Стало быть, его мнение, а не чиновников и политиков, должно быть решающим для реформы.
4/Поскольку все говорят, что качество обучения с реформой ухудшается, то возникает вопрос о необходимости приостановить реформу, то есть объявить мораторий.
Листовку с соответствующим содержанием уже распространяют среди населения. Она так и называется: «МОРАТОРИЙ! Отсрочка перевода русскоязычных гимназий на эстонский язык обучения».
Проблема, оказывается, «с бородой»
Мне, как журналисту недавно прислали примечательное письмо на тему образования в русской общине. Его авторы – члены Рийгикогу (эстонский парламент), председатель Правления Союза русских Просветительных и Благотворительных Обществ в Эстонии. Письмо адресовано Президенту Эстонской Республики. Приведу выдержки:
«Наиболее яркое выражение эстонизация нашла в школе. Русская школа разрушается. Это разрушение идет разными путями… Заведующими в русские школы назначают эстонцев… заведующие по собственному рвению или по приказу школьного инспектора часто ведут протоколы заседаний попечительских советов на эстонском языке.
Правильное течение школьной жизни требует самого тесного общения между руководителем школы и населением, тогда как в настоящее время – это враждующие лагери. Далее, в русские школы назначаются эстонцы и просто учителями. Количество уроков на родном языке всячески сокращается…
Для изучения государственного языка учебной программой отведено пять часов в неделю. Школьный инспектор… требует, чтобы государственному языку отводилось семь – восемь часов в неделю. Требование выполняется за счет уроков на родном языке.
Запуганный учитель все свое внимание сосредотачивает только на эстонском языке. Остальные уроки, в том числе и родного языка, отходят на второй план. По ряду предметов ребят заставляют зазубривать ответы по-эстонски, хотя предметы эти должны преподаваться на родном языке…
Уровень знаний, даваемый школой, снижается. Это развал русской школы, вредный для детей, для меньшинства, для государства...»
Я процитировал письмо, датированное… февралем 1939 года! Не правда, ли – до боли знакомая картина сегодняшнего дня в Эстонии?
Для славян образование – излишество
А на днях мне попалась переписка членов одной известной всем собравшимся партии. Цитирую три выдержки:
1/"Славянская плодовитость нежелательна... образование опасно... Каждый образованный человек – это наш будущий враг. Следует отбросить все сентиментальные возражения. Нужно управлять этим народом с железной решимостью...".
2/"Неэстонское население не должно получать образования, кроме низшего... У неэстонского населения мы ни в коем случае и никакими мерами не должны воспитывать "чувство господ". Необходимо обратное… Вполне достаточно, если лица неэстонской национальности научатся читать и писать... Вместо нынешнего алфавита впредь подлежит ввести в школах нормальный алфавит...»
3/«... нужно внушить, чтобы они ни при каких обстоятельствах не ориентировались на Москву... стоит подумать о введении эстонского языка в качестве языка, связывающего все эти народы...»
Итак, первая цитата по духу может быть приписана эстонскому министру образования и науки Тынису Лукасу, но на самом деле это – выписка из директивы А.Гитлера министру по делам восточных территорий А.Розенбергу, датированной 23 июля 1942 года.
Если во втором письме заменить слово «неэстонское» на «ненемецкое», а в третьем –
слово «эстонского» на «немецкого», то получим цитаты, соответственно, из письма от 23 июля 1942 года рейхслейтера М.Бормана рейхслейтеру А.Розенбергу и записки от 27 апреля 1942 года начальника отдела колонизации Главного политического управления "восточного министерства" Э.Ветцеля.
Комментировать тут нечего. Особенно в связке с тем, что сказал в Таллине родителям эстонских детей 13 ноября 2010 года на традиционном Дне попечительских советов вице-канцлер Министерства образования и науки ЭР Калле Кюттис: «Вам дана редкая возможность самим создать школу, которая настроена дружественно (sõbraliku kooli keskkond) в отношении вашего ребенка». Но этого не говорят родителям русских детей.
И вывод: реформа русскоязычной гимназии в Эстонии – проблема не только и не столько русских Эстонии, сколько самого Эстонского государства».