Право всех жителей Эстонии получать образование на родном языке гарантировано Конституцией ЭР, однако на практике это положение распространяется только на представителей титульного большинства
Общественный резонанс, вызванный новым законом о школе и гимназии, огромен, ибо ведет к хотя и непредсказуемым, но явно негативным последствиям во всей системе образования Эстонии.
Очень тяжелый удар наносит закон и по русской школе, фактически лишая смысла само это понятие, что вынуждает вновь и вновь анализировать текст закона, пытаясь выявить, к каким последствиям он может привести и есть ли в нем положения, позволяющие смягчить эти последствия.
Многие статьи закона намеренно не прописаны четко, а право их толкования и установления порядка их реализации отдано на откуп исполнительной власти и принимаемым ею подзаконным актам. А это ставит исполнение закона в зависимость от политической конъюнктуры, от того, какие политические силы представляют принимающие эти акты чиновники.
Ведь, по сути, некоторые его положения идут вразрез с конституционными гарантиями, поскольку в соответствии с конституцией форму обучения ребенка, в том числе и язык, имеет право выбирать родитель. Но что может сделать родитель в уже создавшемся положении?
С такими вопросами мы обратились к юристу Центра информации по правам человека Елене Каржецкой, и вот что она ответила:
- Если бы мы жили в действительно гражданском обществе, то закон, затрагивающий интересы практически всех его членов, до принятия был бы передан на всенародное обсуждение. В демократическом обществе сигналы неудовлетворенности населения посылаются властям через средства массовой информации, публичные выступления, через народных избранников в самоуправлениях и парламенте заблаговременно, до принятия спорного акта. Но у нас никакое обсуждение до принятия закона в нормы демократии не входит. А противостоять уже принятому закону означает, что можно оказаться записанным во враги государства. Поэтому надо искать возможности отстаивания своих позиций в самом законе.
Говорят, нет худа без добра: именно то обстоятельство, что закон предполагает разработку множества актов более низкого уровня, открывает некое гражданско-правовое поле, на котором еще можно поработать. Пока подзаконные акты находятся только в проекте, у общественности есть еще возможность требовать учета ее мнения.
Одна из самых важных и действенных структур в школе - попечительский совет. Это постоянно действующий орган, в который входят в большинстве своем родители.
В соответствии с законом порядок работы, выбора состава, права совета и т.д. устанавливает держатель школы (как правило, это местные самоуправления). Порядок должен быть разработан не позднее 31 декабря этого года. То есть у нас еще есть какое-то время для вмешательства в процесс создания этого подзаконного акта.
От позиции и активности попечительского совета зависит принятие жизненно важных для школы решений. Поэтому родители должны твердо помнить, что советы формирует не администрация школы - они избираются на общем собрании. Если невозможно собрать такое собрание, можно приглашать родителей на собрания по школьным ступеням. И при этом твердо иметь в виду: никакие рекомендации по составу совета со стороны администрации не являются обязательными. Не администрация руководит работой совета, а наоборот - попечительскому совету подотчетен в своей деятельности директор школы.
Поэтому нужно, чтобы документ, устанавливающий порядок работы советов и принятия им решений, не лишил бы совет самостоятельности и не превратил его в подкаблучника администрации. Что для этого можно сделать?
Существует несколько вариантов. Одна из возможностей вмешательства в разработку документа – передача предложений и пожеланий депутатам своего городского или волостного собрания при встрече с ними. Сбором таких предложений занимается и наш центр (This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. бульвар Эстония, Таллин, 5а, 10143), где сбором и обработкой предложений занимаются юристы.
В конечном итоге, как мне представляется, необходимо создать единый комплексный документ, учитывающий все важнейшие предложения и мнения, и направить его в местные самоуправления. В Таллине, например, в городскую управу.
Каждый человек, которому не безразлична судьба школы, будущее наших детей, может принять посильное участие в формировании одного из важнейших для жизни школы документов.
Однако времени осталось мало, и пока от нас хоть что-то зависит, мы должны воспользоваться этим.