Димитрий КЛЕНСКИЙ на конференции Состоявшаяся в Таллине открытая конференция «Русская Школа Эстонии» знаменательна уже самим фактом состоявшегося события.

И пусть это даже запоздалая попытка постоять за себя, за свои национальные права, но попытка группы лиц бросить перчатку моноэтническому государству в вопросе сохранения в Эстонии образования на русском языке достойна похвалы и благодарности.

Закон есть закон!

Конечно, министр образования и науки Тынис Лукас, эстонская пресса (первой – радиостанция Raadio 2) тут же заявили о «руке Кремля», о новом варианте «Ночного дозора», теперь, правда, на ниве образования, вспомнили и о предстоящих выборах в Рийгикогу, к которым, якобы, Москва хочет приурочить новый всплеск межэтнического противостояния (в духе «бронзовых ночей»).

Все это говорит о бессилии власти и СМИ противостоять новой гражданской инициативе неэстонского населения. Почему?

Три-четыре года назад «Ночной дозор» действовал строго в правовом поле, но защищал Тынисмяги исходя из нравственных убеждений и своей исторической памяти. Организаторы родительской конференции Олег Назуметдинов и Андрей Лобов, а также все избранные на конференции в Совет «Русская школа Эстонии»,  будут также в правовом поле отстаивать (вместе с попечительскими советами и родителями) право русских школ и гимназий на сохранение обучения на русском языке.

Но при этом они смогут опереться еще и на статью 21 Закона ЭР «Об основной школе и гимназии». Закон есть закон. В свое время на его обязательном включении настоял Евросоюз. И тут националисты всех мастей могут только кусать локти.

Пункты 2 и 3 этой статьи регламентируют механизм реализации этого права. Язык обучения в учебном заведении, прежде всего, определяет попечительский совет.

Если он решит перевести обучение на русский язык, то следующая инстанция, которая должна одобрить или отклонить волю родителей, это – местное самоуправление, если основная школа принадлежит городу или волости. Или министерство, если речь идет о государственной основной школе, или правительство, если имеют дело с государственной гимназией.

Всем надо спешить!

То есть, так или иначе, первый шаг – за родителями, обществом. Не будет его, ни одна партия, никакая власть не шелохнется. Тем более государство официально провозгласило, что намерено полностью эстонизировать русское образование в Эстонии. По названному выше закону, если число предметов на эстонском языке обучения составит 60% и более, от утвержденной учебной программы, то такая школа или гимназия уже не будет русской (или официально – иноязычной), а эстонской, а значит и с эстонским языком обучения. 

Для этого уже четвертый год переводятся на эстонский язык обучения русские гимназии – каждый год по одному предмету, хотя кое-где верноподданные директора за премию министерства форсируют переход к обучению на эстонском языке.        

1 сентября 2011 года, то есть через год, все русские гимназии должны перейти на обучение на эстонском языке уже пяти предметов, что и будет означать преодоление заветного для власти рубежа 60%. И русской школы, как таковой, в Эстонии уже не будет. А потому у Совета «Русской Школы Эстонии», родителей русских детей, всей русской и русскоязычной общественности осталось меньше года, чтобы предотвратить окончательное уничтожение в Эстонии образования на русском языке.

Спешить надо и потому, что и на конференции эксперты признали, что, несмотря на красивую цифирь министерства, качество обучения в русской основной школе и гимназиях в последние годы падает. Также сегодня основная школа не обеспечивает необходимого уровня владения эстонским языком, чтобы учащиеся могли продолжить учебу в гимназии на эстонском языке.

Но, если такое происходит, то за счет снижения освоения учебного материала. Блефом оказались многолетние заверения чиновников министерства и журналистов о том, что владение эстонским языком повышает конкурентоспособность русской молодежи на рынке труда, в карьерном росте. Впереди нас ждет более чем смутное будущее.

Долг платежом красен

Вот почему общественная организация «Список Кленского» инициировала, а группа деятелей культуры поддержала обращение-листовку к русскому и русскоязычному населению действовать активно, требовать проведения родительских собраний, которые поручали бы попечительским советам принимать на основе закона решения о переводе обучения в школе или гимназии на русский язык.

Надо решительно влиять на центристов, которые обещали помочь русскому населению и русскому учительству. Поскольку основной электорат центристов – русские и русскоязычные жители,  и в Таллине и на северо-востоке партия Эдгара Сависаара прочно находится у власти, то им и карты в руки.

Долг платежом красен. А потому центристы, имея большинство в городских и волостных собраниях,  должны не только поддержать попечительские советы, проголосовав за их решения о переводе обучения на русский язык, но и сами идти в народ и убеждать население заставить попечительские советы удовлетворить волю родителей. 

На все про все нам осталось очень мало времени. Нынешняя редакция Закона «Об основной школе и гимназии» действует до 31 декабря этого года! И зная коварство эстонских властей и политиков, следует опасаться пересмотра редакции Закона.        

Еще один важный момент – деятельность самого Совета «Русская Школа Эстонии». И он не может медлить. Не должен! Надо не только декларировать сотрудничество с министерством образования и науки, политиками, но и быть готовыми к серьезному диалогу. Для этого надо быстро оформить юридический статус новой организации, то есть определиться с уставом и программой. Радует, что первое заседание Совета намечено на 29 сентября.

Мне кажется, что все должно сводиться к деловитости. Чрезмерную академичность самой конференции еще можно понять, но время рассуждений и диагнозов состояния русского образования прошло. Всем уже и так все ясно. Только дела спасут нас от катастрофы.

Не представлять – отстаивать!

Поэтому я предлагаю создать небольшое по численности правление недоходной организации, состоящее из двух, максимум трех человек. При нем, то есть исполнительном органе, надо создать самостоятельный и не состоящий из членов правления «малый» Совет. В нем достаточно и пяти человек, но серьезных экспертов по основным направлениям деятельности новой организации. Это могут быть и люди не из «большого» Совета, избранного на днях конференцией. Задача правления и «малого» Совета – подбор и расстановка кадров, управление процессом.

«Большой хурал», состоящий на сегодня из 24 человек, в котором численное преимущество имеют родители, может стать учредителем новой организации. Собираться он может раз в полгода, может и ежеквартально. Главная функция этого «большого» Совета – корректировка выработанных малым советом направлений, внесение своих, принципиально важных предложений.

Но обязательны две главные организационные задачи «большого» Совета – мотивация родителей и общественности в поддержке усилий самой организации (это – массовая работа) и постоянный контроль деятельности правления и «малого» совета!

Это – азы обеспечения эффективности деятельности любой организации. Если этого не будет, то новая организация потянет, лишь на представительские функции, что и нужно властям. Что, к сожалению, и происходило и происходит до сих пор с основной массой русских и русскоязычных общественных организаций, включая и все партии.

Сегодня главная задача общественности – быть активным и помогать Совету, как только он обнаружит свою жизнеспособность. Но еще лучше, если сами люди станут народными контролерами за деятельностью новой организации «Русская Школа Эстонии», будут ее всячески активизировать и поддерживать.      


Обсуждение закрыто

Вход на сайт