Новый министр внутренних дел, социал-демократ Катри Райк сказала в интервью Eesti Päevaleht, что после выборов можно было бы обсудить идею предоставления в упрощенном порядке гражданства Эстонии проживавшим здесь до 1991 года ”серопаспортникам”, которые готовы подать соответствующее ходатайство и дать клятву лояльности Эстонской Республике.
Вместо того чтобы спокойно подискутировать на тему возможности реализации такой идеи, руководители Isamaa и Партии реформ обвинили главу МВД во всех смертных грехах. Урмас Рейнсалу и Кая Каллас, Хелир-Валдор Сеэдер и Кристен Михал чуть ли не соревновались друг с другом, кто критичнее выскажется в адрес Райк.
Гражданство — это договор о правах и обязанностях между государством и проживающими на его территории людьми. В интересах Эстонии, чтобы все живущие в течение долгого времени в Эстонии люди находились с нашим государством в отношениях, основанных на эстонском гражданстве. Вместо того чтобы говорить негражданам, что их ждут присоединиться к числу граждан, мы превратили эстонское гражданство в государственную награду, которую нужно заслужить, и почему-то считаем, что она подтверждает особенную лояльность по отношению к государству. В действительности, тем самым мы подтолкнули уже десятки тысяч своих соотечественников к получению гражданства Российской Федерации.
В Эстонии сегодня живут почти 100 000 граждан РФ, и мы занимаем первое место в мире как по доле лиц без гражданства, так и по доле граждан России среди населения страны. В Эстонии сейчас насчитывается около 80 000 неграждан, из них 43 000 родились здесь и, таким образом, Эстония для них является единственной РОДИНОЙ. Причем из них у 16 500 человек дети уже получили гражданство Эстонии. Конечно, не все лица без гражданства заинтересованы в гражданстве Эстонии, поскольку с ”серым паспортом” по-прежнему можно без визы бывать и в России, и во многих европейских странах. Однако 55 процентов неграждан по результатам опроса хотели бы стать гражданами Эстонии. За последние годы число ”серопаспортников” уменьшалось на 2 500 — 3 000 человек в год. При этом число получателей гражданства Эстонии и гражданства России примерно одинаковое (около 400 человек в год). Если бы предложение Катри Райк было реализовано, решение получить эстонское гражданство приняли бы максимально 50 000 человек. Это значит, что количество лиц без гражданства уменьшилось бы с нынешних 6 процентов до 2,5 процента.
Проведенный в прошлом году интеграционный мониторинг показал, что 52 процента граждан Эстонии согласны с предоставлением гражданства в упрощенном порядке жителям Эстонии, которые подтвердили свою лояльность тем, что в течение десятилетий не взяли гражданство какой-либо другой страны. Вопрос в том, как это сделать без изменения нынешнего Закона о гражданстве. Закон регулирует предоставление гражданства Эстонии лицам, которые переехали в Эстонию и на сегодняшний день имеют гражданство другого государства. Требование прожить в Эстонии 8 лет и сдать экзамен на владение государственным языком является абсолютно нормальным и не нуждается в изменении, поскольку подобная практика предоставления гражданства применяется в большинстве стран Европы. Однако для людей, проживших в Эстонии, по сути, всю жизнь и не имеющих гражданства другой страны, парламент в порядке исключения мог бы на какое-то время открыть ”окно гражданства”, о котором и говорила Катри Райк. Каким могло бы быть это окно, или возможно какие-то другие шаги — как раз и нужно обсудить.
Но для реализации этой идеи недостаточно обещания одной или другой партии. Удастся ли это сделать, будет решать большинство следующего состава парламента. Избиратели же сделают свой выбор 3 марта.