ИСТОРИЯ

«Бой под Вафангоу»

 

«Бой под Вафангоу»

«Бой под Вафангоу» Автор:Автор неивестен (инициалы «З.П.») Типолитография Товарищества И.Д. Сытина в Москве.

Размер: 40×55 см. Техника: Плакат. Бумага, типографский оттиск. Время создания: 1905 г.

Примечание: Текст под изображением: «Бой под Вафангоу. После кинчжоускаго боя японцы стали особенно настойчиво теснить русских к северу. Наступление их началось небольшою стычкой 21 мая у дер. Хундзяпудза, закончившейся неудачею для японцев. Читать примечание полностью...

Очень странно и крайне неблагоприятно слагалась обстановка на нашем правом фланге.

Русско-Японская война 1904-1905 гг. Том II. Первый период. Часть вторая. Бой под Вафангоу и военные действия до боя у Ташичао. —СПб, 1910. С.36

Очень странно и крайне неблагоприятно слагалась обстановка на нашем правом фланге. Ушедший утром 1 июня из Фучжоу подесаул Буторин, кроме указанного уже донесения о проходе через г. Фучжоу неприятельского разезда в 25 лошадей и о появлении 3 эск. японской конницы, послал еще одно в 7 ч. 45 м. вечера «из местности в 10 вер. от Ванзелина к Вафангоу: Неприятельский разъезд в 15 чел. находится в 6 вер. к западу от нас; за ним верстах в 5 полуэскадрон; наши заставы не соединились».

Неизвестно, дошло ли это донесение до штаба корпуса, по оно во всяком случае мало разясняло обстановку, констатируя лишь присутствие небольших частей японской конницы примерно в долине р. Хоселиндзахэ, местоположение коей может удовлетворить обозначению «10 вер. от Ванзелина к Вафангоу».

Подъесаулу Буторину штабом корпуса было послано два приказания: в 6 ч. Вечера — зорко следить за районом между Фучжоу и жел. дорогой и в 11 ч. Вечера — войти в связь с конницей г. л. Симонова; дошли ли до него эти приказания—не выяснено.

Между тем, как это ни странно, оказывается, что не присоединившиеся к подъес. Буторину заставы его у Хуанситатун и Кауличендзы и посты гелиографной команды пор. Карбышева у Мачан и на мысе Кон не только 2-го, но и часть дня 3 июня оставались спокойно на своих местах, не обнаружив близкого с ними соседства биваков 4-й японской дивизии в ночь на 2 июня.

Конный отряд, над которым за болезнью г. л. Симонова, принял начальство г.-м. Самсонов, на ночь должен быль собраться у деревни в 2 вер. к северу от Лункоо при дороге в Сисан (ю.) и Вафангоу (у южного подножия высоты 89,7); перед тем, как стать на бивак, по распоряжению полк. Ерковскаго, были посланы 4-й эск. Приморского драг, полка на с. в., корн. Карницкий с разъездом — на север, корн. Никшич — на ю.-з. и одна сотня лавой—на запад; все эти разведочные части и партии противника нигде не открыли; по распоряжению полк. Данилова передовые заставы должны были быть поставлены: две (по ½ сотне)— на высотах к западу от Лункоо, одна (½ эск.)—у с. Уйдятунь.

В 7 ч. 45 м. вечера г.-л. Симонов получил приказание командира корпуса — сделать поиск на фланг и тыл противника, начав немедленно наступление к Паджангуньдза, но это приказание явилось для конного отряда неисполнимым, и г.-л. Симонов, хотя и сдавший командование, но оставшийся при отряде, в 8 ч. вечера доносил:

«Отряд разбросан; собираю; батарея без снарядов; посылаю за ними; наступает темнота; неприятель сильно занимает проход Паджангуньдза; до получения снарядов затрудняюсь в точности выполнить приказание; выдвигаю сейчас сильную цепь разъездов с поддержками в указанном направлении».

Еще до получения указания Командующего армией о тревожении в течение ночи противника, г.-л. бар. Штакельберг в 8 ч. 45 м. вечера приказал всем начальникам участков воспользоваться пластунами, охотниками и сотнями, чтобы ночью выяснить, где расположены японцы, усиливаются ли, или, наоборот, отходят назад.

Со стороны конного отряда это приказание было исполнено посылкой кон.-охотн. команды 13-го В.-С. стр. полка и сборного эскадрона Приморского драг, полка из вызвавшихся охотников под начальством пор. Щербачева; японские аванпосты в окрестностях Паджангуньдзы и Тафаншина около 2 ч. ночи были потревожены; в темноте завязалась на некоторое время довольно сильная перестрелка, но каких-либо новых сведений о противнике произведенная драгунами и конными охотниками разведка не доставила.

И так, к началу сражения конный отряд, потеряв в сущности след противника и не раскрыв движения его обходной колонны, сам себя замкнул в Лункооской котловине, неудобной ни для действий, ни для разведок и наблюдения, при чем выход из нее в долину р. Фучжоохэ оказывался уже занятым противником, чему способствовало также необъяснимое очищение в ночь на 2 июня Тафаншинскаго массива 2-м батальоном З6-го В.-С. стр. полка, отошедшим к Сандзыиру (с.).

Согласно отданных г.-л. бар. Штакельбергом распоряжений, заменивших диспозицию на 2 июня, правый и средний участки позиции и часть левого ее участка до левого фланга 4-го В.-С. стр. полка включительно составили, так сказать, неподвижную часть позиции—базу захождения войск г.-м. Гернгросса—с длиной фронта до 5 вер.; начальство над нею было вверено г.-м. Мрозовскому, с подчинением ему 4-го В.-С. стр. полка и 3-й и 4-й батарей 1-й В.-С. стр. арт. бригады, занимавших 1 июня правый фланг левого участка и оставшихся там же и на 2 июня.

Со среднего участка позиции была убрана в резерв 3-я батарея 35-й арт. бригады, прибывшая на ст. Вафангоу к 9½ ч. вечера; так как на занятой позиции нельзя было установить всех батарей 1-й В.-С. стр. арт. бригады, то г.-м. Гернгросс приказал 1-ю батарею из резерва и 2-ю батарею с позиции передать в колонну г.-м. Гласко; 2-я батарея прибыла к ст. Вафангоу к 2 ч. ночи; сюда же подошли к этому времени и 1-я батарея с 5-й и 12-й ротами 2-го В.-С. стр. полка.

В 6 ч. 50 м. вечера 1 июня г.-м. Гернгросс, имевший раньше на позиции совещание с г.-л. бар. Штакельбергом и осведомленный о его намерении направить бригаду г.-м. Гласко от Цюйцзятуня на Вафанвопэн для атаки правого фланга противника, по дороге на перевязочный пункт получить приведенный уже выше записки г.-л. бар. Штакельберга с приказанием на рассвете перейти с тремя полками, двумя батареями и двумя б-нами 35-й дивизии в наступление, сговорившись о начале его с г.-м. Гласко. В ответ на эти записки в 6 ч. 50 м. г.-м. Гернгросс писал командиру корпуса:

«Не знаю, может ли 1-я бригада вверенной мне дивизии с успехом атаковать ночью; люди переутомлены переходом от ст. Вафандян все время с боем; сегодня при выходе получили завтрак и после того ничего не ели; патроны необходимо пополнить».   

Обсуждение закрыто

Вход на сайт