Лидером советского кинопроката 1978 года стал «Служебный роман», который посмотрели более 58 миллионов зрителей.
Советский кинематограф в эпоху своего расцвета успешно решал сразу несколько задач: развлекал граждан, воспитывал в правильном идеологическом ключе и приносил прибыль в казну.
Режиссер Эльдар Рязанов считался специалистом по развлекательному кино, приносящему доход в казну. Тем удивительнее выглядит следующий факт: в топ-20 советских картин с наибольшей зрительской аудиторией попал только один фильм Рязанова. Для сравнения: у Леонида Гайдая таких фильмов четыре.
Шедевр родился по причине недовольства
Но в 1978 году Рязанов оказался вне конкуренции. Картину «Служебный роман» в кинотеатрах посмотрели 58,4 миллиона зрителей, что оказалось безоговорочно лучшим результатом года.
Самое интересное, что такой картины вовсе не должно было быть. Пьесу «Сослуживцы» Эльдар Рязанов вместе со своим постоянным соавтором Эмилем Брагинским написали в 1971 году. В том же году ее поставили в Театре Маяковского в Москве и в Театре комедии в Ленинграде, после чего «Сослуживцы» шли еще в десятках театров по всему СССР.
Рязанов был доволен результатом и за экранизацию браться не собирался, пока не увидел фильм-спектакль, поставленный на ТВ Борисом Кондратьевым с участием актером Театра Маяковского.
Телеспектакль, по мнению Рязанова, получился крайне неудачным, и режиссер решил спасать свое произведение.
«Видели бы вы, с какой самозабвенной страстью она себя обезображивала»
До съемок дело дошло не сразу. Во-первых, загружен другими проектами был сам Рязанов, во-вторых, ему нужно было добиться согласия исполнительницы главной роли. Режиссер сразу определился: Калугину будет играть Алиса Фрейндлих, и больше никто ему не подходил.
Заполучить Алису Бруновну Рязанов пытался с «Гусарской баллады», но все никак не получалось. Фрейндлих на сей раз дала согласие, хотя ей пришлось практически жить в поезде. Во время съемок «Служебного романа» она продолжала играть в спектаклях в Ленинграде.
«Фрейндлих — необыкновенная артистка. Видели бы вы, с какой самозабвенной страстью она себя обезображивала. Почти три четверти картины она должна была быть в облике „мымры“. Она и прическу выбирала поотвратительней, и костюмы… На такое не всякая актриса способна. Только очень крупная. В творческом смысле. Я абсолютно был в нее влюблен как режиссер в актрису, потому что у нее была поразительная самоотдача», — вспоминал Рязанов.
Прирожденный «подлец»
На роль Новосельцева режиссер пригласил Андрея Мягкова, поставив ему условие: герой не должен быть похож на Женю Лукашина из «Иронии судьбы...». Задача не самая простая, поскольку между двумя персонажами действительно много общего, но Мягков справился, добавив в образ Новосельцева комедийных красок.
«Вот гад», — вслед за секретаршей Верочкой повторяли женщины Советского Союза, глядя на Самохвалова (Басилашвили). Но сам актер от этой роли отмахивался, мечтая сыграть Новосельцева. Басилашвили убеждал Рязанова, что у него с подлецом Самохваловым нет ничего общего, но режиссер упрямо настаивал на своем. Итоговый результат показывает, что Рязанов оказался прав.
Актрисе Людмиле Ивановой, сыгравшей роль активистки Шурочки, образ однажды аукнулся совсем с неожиданной стороны. После премьеры картины старший сын неожиданно заявил: «Мам, ты пока в школу не ходи… Там тебя никто за приличного человека не принимает».
Счастливый билет Светланы Немоляевой
Роль Ивановой должна была быть больше, но Рязанов в окончательной версии ее сократил. Актеру Александру Фатюшину повезло еще меньше: его роль сократилась фактически до одной сцены, где он поражается «воскресению» Бубликова. А ведь его герой должен был состоять в сложных личных отношениях с секретаршей Верочкой. Но виноват в этом не режиссер, а судьба. В разгар съемок Фатюшин лег на операцию, восстановление затянулось, и ждать больше было нельзя.
Светлану Немоляеву, сыгравшую Олю Рыжову, до «Служебного романа» знали только любители театра. Но Рязанов хорошо помнил актрису еще с неудачных проб в «Гусарской балладе», а особенно был впечатлен ее ролью в спектакле «Родственники», который был поставлен по пьесе, являющейся продолжением «Сослуживцев». Приглашение в «Служебный роман» стало счастливым билетом Немоляевой: после выхода картины она превратилась в звезду всесоюзного значения.
Внезапный снег и «стихи английского поэта»
Гениальным решением режиссера стали зарисовки о Москве, которые перебивают действие. Рязанов делал это сознательно, чтобы уйти от театральности. Сегодня многие смотрят «Служебный роман» в том числе и ради этих уникальных кадров Москвы семидесятых.
18 сентября 1976 года в Москве неожиданно пошел снег. Рязанов решил, что это судьба, и в срочном порядке отправился снимать удивительные виды столицы. Ради них режиссер в итоге увеличил продолжительность фильма на три с половиной минуты.
«Служебный роман» немыслим без музыки, а визитной карточкой картины стала песня «У природы нет плохой погоды». Интересно, что ни композитор, ни актеры не знали поначалу, что автором стихов является сам Рязанов. Он выдал их за неизвестный перевод английского поэта Уильяма Блейка и, когда все одобрили стихи, «сознался в содеянном».
Вынужденное сокращение
В фильме права на пение добился Андрей Мягков. Дело в том, что в «Иронии судьбы» за него пел известный бард Сергей Никитин, но в новой картине актер потребовал дать ему шанс. Рязанов дал и не прогадал.
Авторитет Рязанова в ту пору был настолько высок, что ему позволялось делать почти все. В итоге резать фильм пришлось не цензорам, а самому режиссеру. Отснятого материала хватило бы почти на три серии, но кинопрокат еще не знал «Титаника» и «Аватара», поэтому продолжительность «Служебного романа» сократили до «классической» двухсерийной картины.
Премьера фильма состоялась в октябре 1977 года, что не помешало ему стать лучшим в следующем году.
По итогам опроса журнала «Советский экран» зрители признали «Служебный роман» лучшим фильмом 1978 года, а Алису Фрейндлих и Андрея Мягкова — лучшими актрисой и актером года.
А еще в 1978 году начал выходить еженедельник «Аргументы и факты».