ИСТОРИЯ

В 1812 году, когда Россия отражала нашествие Наполеона, её передовые отряды поднимали флаги в 80 километрах от Сан-Франциско.

Депутатский запрос

Депутат Госдумы от фракции ЛДПР Михаил Дегтярёв направил запрос в МИД с просьбой разъяснить статус земель бывшего русского поселения в Калифорнии Форт-Росс, сообщают «Известия».

Парламентария интересует законность нахождения этой территории в составе США. По мнению Дегтярёва, при продаже участка в XIX веке покупатель не выполнил условия договора, поэтому дальнейшие сделки по перепродаже и разделению участка были неправомерными, и Россия имеет основания считать эти территории своими.

Депутат отмечает, что если расследование выявит нарушение законности сделки, то необходимо будет обратиться в Высший арбитражный суд, чтобы «вернуть свою землю и поставить там систему "Искандер"».

Житница для Аляски

Своим появлением калифорнийский Форт-Росс обязан Российско-Американской компании, занимавшейся освоением Аляски.

Достаточно суровый климат полуострова не позволял колонистам самостоятельно обеспечивать себя продовольствием, доставка же его из России обходилась чрезвычайно дорого.

Первый Главный правитель Русской Америки Александр Баранов отдал приказ о проведении экспедиций в Калифорнию с целью поиска земель для ведения сельскохозяйственной деятельности.

В ходе экспедиций, осуществлённых в 1808–1812 годах под руководством Ивана Кускова, было выбрано плато в 30 км к северу от залива Румянцева, отделённое от остальной местности глубокими ущельями и окружённое строевым лесом и пастбищами.

В 1812 году Александр Баранов принял решение о строительстве на этом месте крепости и поселения, которое получило название Росс.

Земля за три пары штанов

К моменту, когда Баранов прибыл сюда с 25 русскими колонистами и 90 алеутами, статус территории не был до конца определён. Испанцы считали эту землю своей, однако никакой хозяйственной деятельности не вели. Населён район был индейцами племени кашайа-помо.

Отношения русских с калифорнийскими индейцами можно охарактеризовать как относительно мирные. «Относительно» — из-за того, что со временем жители Форт-Росс стали практиковать использование бесплатного труда индейцев, которых попросту сгоняли на работы. Разумеется, такое отношение никак не могло понравиться индейцам.

Такая практика, однако, не была постоянной. Чаще наёмный труд индейцев оплачивался вещами и продуктами. В любом случае, в отличие от испанцев, русские не предпринимали попыток истребления индейцев либо обращения их в рабство.

Статус Форта-Росс в течение всего времени его существования в качестве русского поселения оставался неопредёленным. Согласно некоторым сведениям, Александр Баранов приобрёл землю у индейцев в традиционном для Америке стиле — за три одеяла, три пары штанов, два топора, три мотыги, несколько ниток бус.

Непризнанная территория

Испанцы полагали, что русские колонисты захватили земли, принадлежавшие королю Испании, однако, не желая портить отношения с Россией, не предпринимали военных операций, пытаясь добиться ухода россиян дипломатическим путём.

Русские, в свою очередь, напирали на то, что граница владений Испании в этом районе не определена, а местные индейцы испанскими подданными себя не считают.

Русско-испанские переговоры по проблеме Форта-Росс в 1816 году завершились ничем, а в 1821 году оппонентом россиян в переговорах стала уже независимая Мексика.

Представители Российско-Американской компании предлагали российским дипломатам следующий выход из положения: Россия признает независимость Мексики (что к тому времени так и не было сделано), а Мексика, в свою очередь, признает Форт-Росс российским владением. Однако российский МИД не дал хода подобной инициативе.

Несмотря на это, между жителями Форта-Росс и мексиканцами велась оживлённая торговля.

Калифорнийский интернационал

Население Форта-Росс никогда не было многочисленным. В 1828 году там проживали 60 русских, 80 алеутов и 80 местных индейцев. К 1836 году численность русской колонии не превышала 260 человек.

Собственно, русскими в Форте-Росс были мужчины, заключившие с Российско-Американской компанией контракт на 7 лет. Помимо этого, в колонии проживали индейцы различных племён, как правило, владевшие русским языком и крещёные в православную веру, а также представители других народов, в том числе якуты, шведы и даже выходцы из Полинезии. Женщины в Россе были, как правило, местными уроженками, поэтому в русской колонии считались нормой межнациональные браки.

Земледелие, на которое делалась основная ставка при основании Форта-Росс, не было особо продуктивным, зато неплохо развивалось скотоводство. Кроме того, колонисты разбили здесь фруктовые сады, основали судостроительные верфи и даже построили первые в истории Калифорнии ветряные мельницы.

Как покупатель форта русских «кинул»

Несмотря на всё это, содержание Форта-Росс для Российско-Американской компании всегда являлось убыточным. Изменить ситуацию могло бы освоение сельскохозяйственных земель на большем удалении от побережья, однако на это колонисты не решались из-за всё того же конфликта с представителями Мексики.

Когда Российско-Американская компания достигла соглашения с Компанией Гудзонова залива о снабжении русских колоний на Аляске продовольствием по твёрдым ценам, русская история Форта-Росс начала свой обратный отсчёт.

Продать эти земли оказалось не так-то просто. Американские бизнесмены не заинтересовались этими территориями, а мексиканцы предпочитали ждать, пока русские уйдут бесплатно.

Наконец, в 1841 году Росс был продан гражданину Мексики швейцарского происхождения Джону Саттеру за 42 857 рублей серебром. В счёт оплаты за приобретение Саттер поставлял пшеницу на Аляску, однако, по данным администрации Русской Америки, не доплатил более 37 тысяч рублей.

Незадолго до продажи в Форте-Росс произошёел единственный вооружённый инцидент за всю его историю. В 1840 году мексиканский генерал-комендант Вальехо, не дождавшись ухода русских, послал отряд для взятия пошлины с американского корабля, зашедшего в залив Румянцева, где находилась гавань колонии — порт Румянцев. Поторопившихся мексиканцев с территории колонии русские выдворили с позором.

Терминатор против Русской Калифорнии

Последний русский комендант Форта-Росс Александр Ротчев вспоминал позднее: «Какая волшебная страна эта Калифорния!.. Я провёл там лучшие годы моей жизни, благоговейно ношу воспоминания этих дней в душе...»

Дом Ротчева — это единственное оригинальное сооружение, сохранившееся в Форт-Росс до наших времен. Остальные объекты были реконструированы в более позднее время.

С конца XIX века Форт-Росс стал американской туристической достопримечательностью, которую сегодня посещает до 150 000 туристов в год.

В 2009 году Форт-Росс поставил под угрозу... Арнольд Шварценнегер. Губернатор Калифорнии провёл урезание расходов штата, включая финансирование природных и исторических парков. Памятник истории Русской Америки остался без финансирования. Министр иностранных дел России Сергей Лавров обратился к бизнесменам США и России с просьбой оказать помощь в деле сохранения объекта, являющегося частью истории двух стран.

Осенью 2012 года прошли торжества в связи с 200-летием со дня основания форта. К этому событию было приурочено открытие воссозданной мельницы-столбовки 1814 года. Копия оригинальной мельницы была срублена в Вологодской области и подарена Форту-Росс.

 

Обсуждение закрыто

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт