ИСТОРИЯ

Вторая половина XX века в международной политике ассоциируется с «холодной войной». Что стало ее причиной, историческое ли противостояние Востока и Запада, идеологическая ли несовместимость или совокупность этих и других факторов?

КПП «Чарли», ставший символом противостояния Запада и Востока в годы «холодной войны». 13 мая 1996 года. Фото: Jan Bauer/AP

На этот вопрос пока что не берутся однозначно ответить и профессиональные историки, тем не менее эксперты Минобрнауки предложили дать оценку роли СССР в развязывании «холодной войны», с тем чтобы включить этот материал в будущий единый учебник по истории для школьников. В связи с этим «Лента.ру» предлагает читателям вспомнить историю Германской Демократической Республики, на судьбе которой ярче всего отразилось почти полувековое противостояние западных демократий и социалистического блока во главе с Советским Союзом.

После поражения нацистской Германии во Второй мировой войне СССР, США, Великобритания и Франция собирались совместными усилиями контролировать ситуацию на ее территории. В июне 1945 года они разделили страну на четыре зоны влияния. Германской столице Берлину был придан особый статус: она также была поделена на четыре сектора, британский, американский, французский и советский. При этом город был со всех сторон окружен советской оккупационной зоной.

Для управления Германией был создан единый верховный орган власти — Контрольный совет, в который вошли главнокомандующие армий-победительниц: британский фельдмаршал Бернард Монтгомери, французский маршал Жан де Латр де Тассиньи, американский генерал Дуайт Эйзенхауэр и советский маршал Георгий Жуков. Им предстояло сформировать единое видение будущего Германии. Впрочем, довольно быстро стало понятно, что намерения СССР и западных держав имеют между собой мало общего.

Уже весной 1946 года в советской оккупационной зоне была образована Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ), которая объединила в себе существовавшие на тот момент партии социал-демократов и коммунистов. Ее создание курировала советская военная администрация под руководством Жукова. СЕПГ провозгласила своей базовой идеологией марксизм-ленинизм, и несогласные с этим социал-демократы вскоре покинули ее. Формально в советской зоне оккупации сохранялась многопартийность, однако роль прочих политических организаций была сведена до минимума, а их руководство заменено на лояльное к действующей власти. В октябре 1946 года СЕПГ получила абсолютное большинство голосов на земельных и районных выборах. Для Запада это стало сигналом, что дальше договариваться с советской военной администрацией и просоветскими властями Восточной Германии будет как минимум сложно.

В ходе встреч министров иностранных дел стран-победительниц, которые проходили по несколько раз в год, представитель Советского Союза Вячеслав Молотов дал понять, что СССР — за единую Германию, но по образцу советской оккупационной зоны. В итоге переговоры зашли в тупик, и заключение мирного договора было отложено на неопределенный срок (в итоге он был заключен только в 1990 году после объединения страны). В декабре 1946 года США и Великобритания договорились об объединении своих оккупационных зон в так называемую Бизонию. Это решение преследовало двоякую цель: с одной стороны, оно позволяло сократить расходы на содержание подконтрольных территорий, а с другой — сформировать политический противовес советским властям в Германии.

Окончательно раскол между западными союзниками и СССР оформился к марту 1947 года после знаменитых речей американского президента Гарри Трумэна и бывшего британского премьера Уинстона Черчилля (со своей речью в американском Фултоне Черчилль выступил в марте 1946-го). Оба политика в жестких выражениях призвали остановить распространение коммунизма в Европе. Советский Союз отреагировал на это отказом от плана Маршалла, предложенного США с целью помочь послевоенному восстановлению, и запретил своим сателлитам принимать американскую помощь.

В 1948 году в Лондоне собрались военные губернаторы западных оккупационных зон и руководители стран Бенилюкса, которых призвали в качестве соседей Западной Германии, пострадавших от нацистской оккупации. По итогам этих переговоров было принято решение о создании единого федеративного демократического государства на территории британской, американской и французской зон. Премьер-министрам 11 западных немецких земель было поручено созвать собрание из депутатов земельных ландтагов для подготовки новой Конституции. «Парламентский совет» собрался осенью 1948 года и, несмотря на попытки депутатов-коммунистов вернуться к идее единой Германии, проголосовал за новую конституцию и создание на территории трех западных оккупационных зон «боеспособной демократии» — то есть такой демократии, которая может и должна противостоять врагу. В мае 1949 года конституция вступила в силу, что положило начало Федеративной Республике Германии (ФРГ) со столицей в Бонне.

В ответ на процесс формирования капиталистической Западной Германии Советский Союз вышел из Контрольного совета командующих оккупационными зонами. Когда стало понятно, что точка невозврата к идее единой страны пройдена, то под руководством СССР на Востоке была принята собственная конституция и в октябре 1949 года возникла Германская Демократическая Республика со столицей в Восточном Берлине.

Ключевым моментом в противостоянии советской и западной концепций единой Германии стала блокада Западного Берлина со стороны СССР, которая продолжалась с июня 1948 по май 1949 года. Поводом для этих действий стала валютная реформа и введение в зонах, контролируемых западными державами, немецкой марки. Эти меры распространялись и на секторы Берлина, находившиеся под контролем США, Великобритании и Франции, против чего категорически возражало советское командование.

В преддверии обмена старых обесценившихся рейхсмарок на новые марки Советский Союз потребовал права на досмотр железнодорожного транспорта, идущего в Берлин с Запада. В начале июня 1948 года на автодорогах, ведущих в западные сектора Берлина, начались ремонтные работы, затем были блокированы речные пути и, наконец, железные дороги. Официально прекращение транспортных связей объяснялось техническими причинами.

Единственным способом связи Западного Берлина с внешним миром оставался воздушный мост. Доставку грузов осуществляла британская и американская военно-транспортная авиация, самолеты которой за неполный год осуществили почти 280 тысяч вылетов. Жители Западного Берлина могли получать продовольствие и топливо по карточкам и в советском секторе города, однако подобные шаги не приветствовались западными оккупационными властями.

С образованием ФРГ СССР решил отказаться от блокады, поскольку ее смысл заключался в попытке предотвратить раскол Германии, но лишь ускорил его. До объединения Германии в 1990 году верховным органом власти в западной части ее бывшей столицы оставалась Межсоюзническая комендатура, которой после выхода из нее советского представителя руководили уполномоченные от США, Великобритании и Франции. Фактически Западный Берлин обладал статусом свободного города: на его территории не действовала конституция ФРГ, но имелись собственные парламент (Палата депутатов) и правительство (Сенат во главе с бургомистром). Чтобы не отставать в политическом развитии от ФРГ, Палата депутатов принимала те же законы, что и западногерманский бундестаг.

В 1952 году власти Восточной Германии взяли курс на «строительство социализма» по советскому образцу с национализацией предприятий, упором на тяжелую промышленность, коллективизацией сельского хозяйства, взращиванием новой, политически благонадежной элиты и гонениями на церковь. Одновременно школьников в обязательном порядке заставили учить русский язык, а в университетах преподавали марксизм-ленинизм. Пять восточногерманских земель, имевших собственные конституции и собственные законы, были упразднены. Вместо них в рамках жесткой централизации власти были созданы округа, управлявшиеся напрямую из Восточного Берлина.

Чтобы обеспечить охрану идеологических устоев, в 1950 году под руководством советских спецслужб было создано министерство госбезопасности ГДР, получившее прозвание «Штази». Оно позиционировало себя как «щит и меч» СЕПГ, а на деле превратилось в репрессивный аппарат с обширным штатом агентов и доносчиков.

Раскол между Востоком и Западом углубился еще сильнее после подавления восстания 17 июня 1953 года в ГДР. В то же время восточногерманское руководство по итогам этого события сделало для себя определенные выводы. С одной стороны, было решено сосредоточиться на повышении благосостояния населения. Была сделана ставка на развитие легкой и пищевой промышленности, снижены на 10-15 процентов цены на продукты в государственных магазинах и сокращена норма выработки на заводах и фабриках. С другой — власти решили жестко контролировать настроения в обществе.

В 1955 году произошли еще два знаменательных события, закрепившие раскол Германии. Когда стало известно о намерении ФРГ вступить в НАТО, советское руководство сделало еще одну попытку уговорить былых союзников по антигитлеровской коалиции подписать с Германией мирный договор и создать на ее территории единое нейтральное государство. Поскольку эта инициатива провалилась, СССР предоставил ГДР суверенитет и заключил с ней договор, по которому республике предоставлялось право самостоятельно решать вопросы, связанные с внутренней и внешней политикой, в том числе отношениями с Западной Германией. В 1956 году ГДР стала членом Варшавского договора — военного блока социалистических государств Восточной Европы.

Важным шагом в обособлении ГДР стало фактическое закрытие границы с Западом. До раскола Германии для въезда или выезда из советской оккупационной зоны на территорию западных союзников было необходимо получать специальный пропуск. До начала 1950-х годов линию разграничения охраняли советские солдаты, и за бутылку шнапса их иногда можно было уговорить пустить на другую сторону без документов. С созданием же ГДР их сменила народная полиция, состоявшая из немцев, и поблажек больше ждать не приходилось. Кроме того, в 1950 году восточногерманское правительство распорядилось создать пятикилометровую запретную зону вдоль всей границы, куда можно было попасть только по специальному разрешению, всех политически неблагонадежных лиц оттуда насильно выселили.

Несмотря на все запретительные меры, руководство ГДР не могло остановить исход с Востока на Запад. В период с 1949-го по 1961 год из страны сбежали 2,7 миллиона человек (все население ГДР в 1950 году составляло около 18,4 миллиона человек). Чтобы окончательно оградить социалистический мир от влияния капитализма, власти ГДР решили отгородиться от Западного Берлина стеной. После ее строительства в Восточном Берлине заменили карты метро, а из старых песен убрали упоминания западноберлинской топонимики.

Собственно линия разграничения советского сектора с западными секторами Берлина была протяженностью чуть менее 45 километров. Если же говорить о границе всего анклава с ГДР, то ее общая длина составляла 164 километра. До появления стены между секторами действовали 94 пропускных пункта на основных автомагистралях, в метро и на железной дороге, а границу ежедневно пересекали до полумиллиона человек.

К концу 1950-х годов германский вопрос вновь обострился. ФРГ отказалась от предложения ГДР по созданию конфедерации, поставив заведомо неприемлемое для Восточного Берлина условие о проведении общенациональных выборов. В Бонне тем временем объявили, что будут автоматически разрывать дипотношения с теми странами, которые признают ГДР, сделав единственное исключение для Советского Союза.

Вставший во главе СССР Никита Хрущев в 1958 году объявил об односторонней отмене международного статуса Берлина, который, по мнению Москвы, должен был являться единой и неделимой столицей ГДР. Вместе с тем СССР предложил сделать Берлин демилитаризованным вольным городом, что предусматривало вывод оттуда западного военного контингента. На это уже не согласились в Вашингтоне, Лондоне и Париже.

Летом 1961 года в результате внутриполитических и экономических просчетов руководства ГДР резко увеличились масштабы бегства из страны. Только за июль 1961 года на Запад перебрались 30 тысяч восточных немцев. В основном это были молодые, квалифицированные специалисты, потеря которых подрывала перспективы социалистического роста.

В начале августа на совещании руководителей компартий советского блока по инициативе лидера СЕПГ Вальтера Ульбрихта было решено полностью закрыть границу с ФРГ и Западным Берлином. В ночь на 13 августа 25 тысяч членов коммунистических ячеек с восточногерманских предприятий выставили живую цепь на границе с Западным Берлином. Их прикрывали части армии ГДР. Так началось строительство Берлинской стены, которая простояла 30 лет.

***

Для СССР Восточная Германия была самым успешным проектом в экономическом и внешнеполитическом отношении. После прихода к власти в ГДР Эриха Хонекера в 1971 году власти продолжали делать ставку на материальное благополучие населения при сохранении лояльности СССР, главенстве «Штази» в системе госаппарата и проведении репрессий против инакомыслящих.

С началом эпохи международной «разрядки» потеплели и отношения двух Германий. В 1972 году федеральный канцлер Вилли Брандт провозгласил политику сближения с Востоком и заключил с ГДР договор об основах отношений. В 1980-х годах экономическая политика ГДР себя исчерпала и не могла больше обеспечивать рост благосостояния. В Советском Союзе началась «перестройка», провозглашенная Михаилом Горбачевым. Однако Хонекер отказался следовать его примеру. Тем временем в других странах соцблока также происходили перемены: в первую очередь, в Польше и Венгрии. Когда последняя решила открыть границу с Австрией, туда хлынули восточногерманские отпускники, конечным пунктом для которых был Запад.

Хонекер изо всех сил пытался предотвратить бегство населения. Он закрыл границу с Чехословакией, через которую также можно было относительно свободно попасть на Запад. Однако ситуация к тому времени уже вышла из-под контроля. На этом фоне руководство СЕПГ решило сменить курс, заменив своего многолетнего лидера на нового генсека Эгона Кренца, который объявил о готовности к диалогу и проведению масштабных реформ.

В начале ноября 1989 года после самой массовой в ГДР оппозиционной акции, собравшей полмиллиона человек, власти открыли границу с Чехословакией, после чего наличие Стены окончательно потеряло всякое значение. 9 ноября был принят закон о свободном перемещении между Восточной и Западной Германиями, после чего тысячи людей бросились в ФРГ. ГДР после этих событий просуществовала еще около года, пока 3 октября 1990 года не была ликвидирована по договору об объединении.

Обсуждение закрыто

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт