ИСТОРИЯ

«Портрет князя Александра Андреевича Безбородко»

 

«Портрет князя Александра Андреевича Безбородко»

«Портрет князя Александра Андреевича Безбородко» Автор: Лампи Иоаганн-Батист Старший (нем. Johann Baptist von Lampi der Ältere)

Размер: 119 х 95 см. Техника: Холст, масло. Время создания: 1794

Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Боже сохрани, чтоб я тут разумел какую-либо излишнюю вольность 


Записка князя Безбородко о потребностях Империи Российской // Русский архив. Историко-литературный сборник. — М. 1877. Выпуск 3. С. 297

Записка князя Безбородко о потребностях Империи Российской.

Россия есть самодержавное государство. Обширность ее, составление из разных языков и обычаев и многие другие уважения сей единый образ правления делают ей свойственным. Тщетны всякие вопреки того умствования, и малейшее ослабление самодержавной власти навлекло бы за собою отторжение многих провинций, ослабление государства и бесчисленные народные бедствия.

Государь самодержавный, если он одарен качествами сана его достойными, чувствовать должен, что власть дана ему беспредельная не для того, чтобы управлять делами по прихотям, но чтоб держать в почтении и исполнении законы предков своих и самим им установленные; словом, изрекши закон свой, он, так сказать, сам первый его чтит и ему повинуется, дабы другие и помыслить не смели, что они от того уклониться или избежать могут.

Престол в России есть наследственный. Акт, при короновании императора Павла 1-го изданный, достаточно объясняет порядок оного, и когда оный точно будет исполняем, то ни в каком случае не может встретиться ни замешательств, ни беспокойств.

Российский Император должен быть Греческого Православного Восточного закона, так как его супруга, его наследник и его супруга, но что касается до супруг прочих великих князей Российских, оные могут быть и другого христианского закона, а токмо никто наследником престола облачен быть не должен, кто не восприимет Православной веры.

Коронование Императора есть обряд, посредством коего Государь, принося торжественное Богу благодарение, исповедуя веру свою пред алтарем и народом, воспринимает залог благодати Божией к лучшему управлению своим царством. Не было бы противно самодержавной власти, если бы Государь, по изречении символа веры, произнес клятвенное обещание в таких выражениях, которые являли бы народу его непорочное намерение царствовать во славу Империи и во благо общественное. Таковая присяга могла бы быть в следующей силе. [ Тут пропуск в оригинале ]

В России три суть состояния народные: дворянство, мещанство и поселяне. Все они имеют разные выгоды и преимущества; но общие их выгоды состоят: 1) в одинаковом для каждаго охранении законов, и потом 2) в одинаковой безопасности личной и со стороны собственности, 3) в участии в управлении по мере того, как законы однажды им определили.

Дворяне имеют свои привилегии, означенные в грамоте 1785 года и провинциальных закоиах, так что нет почти нужды распространять оные, а только, собрав, сложить по порядку.

Мещане также в грамоте их 1785 года и в разных провинциальных правах имеют достаточно объясненные их выгоды.

Но что принадлежит до поселян, то состояние их требует поправления. Боже сохрани, чтоб я тут разумел какую-либо излишнюю вольность, которая под сим невинным названием обращалась бы в своеволие и подавала новод к притязанию на какое либо равенство всеобщее и суще-химерическое. Я тут разумею: 1) неоспоримо, что в России все земли принадлежать, яко точная собственность, помещикам. Государь есть сам помещик земель своих, дворцовых, экономических, государственных и всех порозжих в его Империи. Не может, следовательно, никто пользоваться ими без некоторого условия в пользу хозяина их. Условия бывают или добровольные, или государственным узаконением определенные. Отсюда и выходит, что земледелец или поселянин обязан удовлетворять хозяина земли или податью, или работою соразмерно цене ее. Относительно работы нет нужды входить в подробное слишком расположение, а разве только повторить и несколько объяснить манифеста Павла 1-го о крестьянской работе 5 Апреля 1797 г.; а что до оброков касается, предоставить соглашению самих помещиков с крестьянами; но притом нужно в пользу сих последних постановить следующие статьи: 1) Крестьяне должны быть привязаны к земле и состоять за тем, за кем или за предками его в ревизиях написаны. 2) Перевод из одной деревни в другую или на земли не может инако иметь места, как с ведома правления и добровольно. 3) Продажа деревень не инако быть должна, как и с землями, а личную продажу, яко сущее невольничество, запретить даже и в рекруты: ибо рекруты должны служить, кому очередь по мирскому приговору приходит. 4) Движимость всякая составляет неотъемлемую собственность крестьянскую, а денежные капиталы не могут помещиками более обременены быть, как то, что Государь с капиталов купеческих себе получает. 5) Хотя нельзя избежать, чтоб не употреблять крестьян в дворовую службу, но и тут бы надобно, чтоб или они возвращались на пашню, или других посылали на работу, или же становились вольными и имели право при новой ревизии избрать себе службу или состояние но манифесту Екатерины II, 17 Марта 1775 года. Сим образуется прямая вольность поселян; а когда восстановятся расправы и прочее, что в царствование Екатерины II было учреждено, с нужными поправлениями, тогда и спокойствие сего класса надолго утвердится.

До сего времени никогда нашим нижним классам не входил в голову разврат, подобный Французского мнимого равенства, от того, что каждый из меньшего предпочитал лично добиваться большего. Отпущаемый на волю крестьянин или казенный поселянин старается быть купцом, а разбогатившийся купец чиновником или дворянином. Полезно сии желания оставить в их силе, но затруднять событие их так, чтобы и тут польза государственная вмещалась…

Обсуждение закрыто

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт