![]() |
|
Высматривают. Автор: Верещагин Василий Васильевич (1842 - 1904) |
Высматривают.
Автор: Верещагин Василий Васильевич (1842 - 1904)
81 x 103 см. Холст, масло. 1873
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Посланная вперед сотня согнала противника с кургана
Отнятие у неприятеля стада баранов
Донесение: генерала Романовского от 11 апреля 1866 года
5-го апреля была произведена, под личным начальством генерала Романовского усиленная рекогносцировка в направлении по Ходжентской дороге, с целью убедиться в верности слуха, чаще других повторявшегося, будто партия в несколько тысяч человек стоит между Ирджаром и Мурза-Рабатом, от нас верстах в 30-ти. Повторяя эти слухи, вечером 4 апреля лазутчики прибавляли к ним рассказ и еще о каких-то неопределенных намерениях противника. Производством рекогносцировки имелось также в виду очистить окрестности лагеря от легких партий, которые, исчезнув на несколько дней, опять стали показываться в виду расположения главного лагеря. .
Состав рекогносцировочной колонны был из 4 рот пехоты (в том числе стрелковая рота нашего батальона, под командой поручика Рукина),- 6 орудий и 2 сотни. Чтобы появиться перед неприятелем, по возможности, неожиданно, стрелковой роте нашего батальона, с 10 джигитами, приказано было выступить на рассвете, с целью верстах в 10 от лагеря присоединить к ней кавалерию. Последнюю повели на рысях от самого лагеря, приказав и остальной пехоте с дивизионом нарезной батареи по возможности, не отставать.
Едва стрелковая рота успела удалиться, от лагеря верст на пять, как заметила в стороне от дороги партию конных бухарцев — человек в 50, которые пробирались к передовому казачьему пикету. Казаки в виду неприятеля спешились и, выдержав атаку, убили одного из них; остальные же, увидав подходившую роту, бросили казаков и поспешно удалились.
Пройдя ближайшие к лагерю курганы Уч-Тюбе (три кургана), отряд догнал стрелковую роту нашего батальона и тут заметил в первый раз приятеля, стоявшего на Ак-Тюбе в числе около 150 человек; сзади виднелись еще какие то массы, рассмотреть который хорошо было невозможно. Посланная вперед сотня согнала противника с кургана, и оттуда ясно уже можно было рассмотреть довольно значительные колонны и партии, шедшие к нам навстречу.
Стянув за курганом всю кавалерию и имея за собою роты, генерал Романовский двинулся вперед рысью против постоянно увеличивавшегося в численности неприятеля. В это время бухарская конница была в числе от 2000 до 3000; перед ней виднелись три знамя. Впоследствии от пленных мы угнали, что это были беки Самаркандский, Ура-Тюбинский и Джизакский, которые были высланы, из Бухарского отряда, действительно стоявшего на Ирджаре, для нападения на наш лагерь и для прикрытия огромного стада баранов, составлявших отчасти собственность беков, а преимущественно поднести дар при Дарьинских жителей эмиру бухарскому, по случаю празднования им в Ура-Тюбе курбан-байрама.
В виду нашего наступления бухарцы, однако, стали удаляться, но пройдя верст 7 от Ак-Тюбе, и замечая отсутствие у нас пехоты, без которой они превышали нас числительностью почти вдесятеро, решились перейти в наступление и, заняв довольно выгодную для себя позицию, открыли по нас огонь из нескольких Фальконетов. Выдвинутый в ответ карьером взвод казачьей батареи с ракетною командой, охладил их решительность; затем стремительная атака казаков сбила бухарцев с позиции, и они, понеся значительный урон и побросав даже свои стада, поспешно удалились верст за 10-ть.
Остановив кавалерию и дав время подойти следовавшей за казаками стрелковой роте нашего батальона, генерал Романовский послал сотню казаков и всех милиционеров собрать в одну кучу рассеянные стада и гнать их к нашему резерву по направлению на Ак-Тюбе; оставшиеся же войска пошли по направлению к Дарье с тем, чтобы отыскать удобное место для ночлега, так как вернуться в тот же день в лагерь было утомительно для людей.
6-го числа в час пополудни все войска возвратились в чиназский лагерь. Всего отбитого скота оказалось около 14000 голов.