ИСТОРИЯ

Полковое знамя Лейб-гвардии Преображенского полка. 1742. Государственный Эрмитаж.
Полковое знамя Лейб-гвардии Преображенского полка. 1742. Государственный Эрмитаж.

Полковое знамя Лейб-гвардии Преображенского полка.

1742. Государственный Эрмитаж.

Ежели паче чаяния сделается поход, то без знамен полку как быть возможно?

Николаев Н. Г. Исторический очерк о регалиях и знаках и отличия русской армии: В 2 т. — СПб.: Тип. П.П. Сойкина, 1898-1899.

В 1742 году, при коронации, были пожалованы новыми знаменами все три гвардейских пехотных полка. Преображенский получил одно белое и семь оранжевых, Семеновский и Измайловский—по одному белому и пяти оранжевых.

Каждое знамя было с изображением вышитого двуглавого орла, у которого в середине, на круглом красном щите Императорский вензель; вокругь щита — золотой борт и вышитая шелками рама, которая поддерживается когтями орла; на раме изображена цепь ордена св. Андрея Первозванного, а по бокам в золотых рамах вышиты: Всевидящее Око и обнаженный меч с золотою рукоятью, обращенный острием вниз. Около каймы полотка имеются разные украшения синего и зеленого цветов. Небольшое пространство между описанными украшениями и краями знамени в Преображенском полку было красного цвета, в Семеновском—синего и в Измайловском—зеленого.

Лейб-гвардии Конному полку было пожаловано пять штандартов: один белый и остальные — красные. Каждый штандарт имел по углам золотые вензеля Императрицы и был обшит золотою бахромою. Средина белого штандарта была занята изображением государственного герба, разукрашенного воинской арматурой. Средина же красных была занята большим оранжевым щитом с вензелевым именем Императрицы.

На хранение знамен гвардейских полков при Елисавете Петровне было обращено особенное внимание. Несмотря, на то что эта категория знамен хранилась во дворце, к каждому из них было назначено по одному заслуженному рядовому, которому было приказано еженедельно осматривать, запечатаны ли ящики, где хранятся знамена. Когда брали знамя для строя или в карауль, упомянутый рядовой должен был при этом присутствовать и наблюдать. как развертывают полотно, целы ли кисти и бахрома; он же сам сдавал знамя прапорщику и принимал его обратно, бережно свертывая; о результате осмотра каждый раз должен был доносить полковой канцелярии.

Знамена стали получать и гусарские полки, — что было по штату «учинено» в 15 октября 1741 года По этому штату в каждую роту полка полагалось знамя, легкое, разрезное с длинными хвостами «по гусарскому обыкновению»; срок службы 10 лет, цена по 15 рублей.

Но к знаменам перевязи должны были строить корнеты «от себя» и переменять по усмотрению командира полка.

Осуществление этого штата вызвало в 1743 году довольно большую переписку со стороны командира Грузинскаго гусарскаго полка майора Елисея Амилахвари.

Последний доносит Военной коллегии, что его полк до сих пор не имеет знамен, но таковые нужны для четырех рот, так как «ежели паче чаяния сделается поход, то без знамен полку как быть возможно».

В Военной коллегии «по справке» оказалось, что в Грузинский полк, как и в остальные гусарские полки. Московская военная контора должна была построить четыре новых камчатных знамени, из которых одно белое, с государственным гербом, а остальные красные, с императорским вензелем.

Тогда Военная коллегия уже главному комиссариату приказала сделать указанные знамена и возможно скорее отправить их к полку, так как ему, вместе с другими гусарскими полками, назначен «поход».

Из дальнейшей переписки нельзя усмотреть, получил ли в действительности Грузинский полк знамена до предстоявшего похода или сделал его без них.

В это же время другой гусарский полк, Венгерский, чуть не лишился своих знамен.

При Елисавете Петровне состоялось распоряжение,— все письменные дела, как грамоты, патенты, описи, выписки и т. п., имеющиеся под именем бывшего правления принца Иоанна отсылать от полков по команде к командующему генералитету.

Вот в исполнение этого в Венгерском полку четыре знамени, одно белое, полученные в 1741 году, были оторваны от древок и с прапорщиком Фукером отосланы в комиссариат, причем требовалось, вместо этих знамен с запрещенным вензелем, выслать новые.

Получив знамена, в Главном комиссариате приступили к их осмотру, при котором выяснилось, что на знаменах вензеля не принца Иоанна, а почившей Императрицы Анны Иоанновны. Тогда велено было знамена, как ошибочно присланные, вернуть обратно в полк, где и «содержать, пока к службе быть могут».

Обсуждение закрыто

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт