ИСТОРИЯ

Сражение при Рымнике 11 сентября 1789 г.  Художник: Х.Г. Шютц (Австрия)  Бумага, гравюра, акварель. Конец XVIII в.  Государственный Исторический музей, Москва.

Сражение при Рымнике 11 сентября 1789 г.

Художник: Х.Г. Шютц (Австрия)

Бумага, гравюра, акварель. Конец XVIII в.

Государственный Исторический музей, Москва.

«Ребята, смотрите неприятелю не в глаза, а на грудь: тут придется всадить ваши штыки»

Попов Н. Н. История 2-го Гренадерского Ростовского полка. М., 1889

Между тем, когда наши подходили к Рымнику, великий визирь полагал, по донесению шпиона, что русские стоят в нескольких переходах от австрийцев; что русскими войсками командует другой генерал с именем Суворова, а что тот Суворов умер от ран в Кинбурне. Поэтому визирь, полагая, что русские ранее нескольких дней подойти не могут, спокойно сидел в своем шатре, расшитом золотом и пил кофе. Вдруг ему доносят, что Суворов тут и уже сражается. Чашка выпала из его рук и шпион, доносивший, что русские стоят далеко, был повешен как изменник. Визирь и не предполагал, что слова шпиона были справедливы. Только быстрота Суворова могла сделать это.

Вне себя от гнева, великий визирь двинулся с 40 тысячами свежей конницы на встречу союзниками Земля дрогнула от топота такого множества лошадей, воздух наполнился ржанием коней, криком, воплями всадников; как густая, черная туча грозно двигались они, на сколько мог обнять глаз, на австрийцев, стоявших на левом крыле. В это самое мгновение наши Суворовцы отделились вправо, для того, чтобы выбить турок из деревни, находившейся на правом фланге и мешавших движению вперед. Принц Кобургский беспокоясь тем, что он один должен выдерживать грозный натиск конницы, посылал офицера за офицером к Суворову с просьбою примкнуть к нему. Но движение Суворова было гораздо действительнее, чем если бы он сражался рядом с австрийцами. Выбив турок из деревни, Суворов двинулся во фланг турецкой конницы, и дело живо было решено: конница отступила.

Впереди в лесу, за ретраншементом, засели 15 тысяч янычар; по флангам их стояла конница. Нужно было разбить эти последние войска, и победа решалась, Сѵворов приказал нашей кавалерии броситься на ретраншемент, а пехоте следовать за нею, чтобы поддержать натиск.— «Вперед, ребята,» —воскликнул он с одушевленным взглядом, — « Груди этих басурманов ждут ваших штыков!» Как бурный вихрь понеслась кавалерия и вскочила в укрепление. В это время, ускоренным шагом, с громким криком ура, с ружьями наперевес подоспели пехотные полки, бросились на штурм и ворвались в укрепление и в лес. Суворов был тут же и говорил солдатам: «Ребята, смотрите неприятелю не в глаза, а на грудь: тут придется всадить ваши штыки» Началась страшная резня. Жарко, трудно было нашим в эту смертельную, боевую схватку. Но слова Суворова: «Хорошо! Помилуй Бог—хорошо! Мы русские, шутить не любим: штычком, штычком!» — заставляли солдат оказывать чудеса храбрости. Эта храбрость и неимоверная быстрота, с какою действовали наши, решили дело. Солдаты, как львы, кидались на врага; опро-кидывали и шибко гнали, не давая ему ни на минуту устроиться.

Визирь, видя бегство и смятение, бросился в средину своих войск, чтобы снова вести их в бой. Но тщетны были его старания: он приказывал, упрашивал, грозил, заклинал, говорил о наградах, наказании, напоминал о пророке, показывал Коран, наконец приказал стрелять в бегущих,—ничто не помогало. Устрашенные толпы нигде не хотели остановиться и увлекали с своем бегстве всех, кто хотел остановить их. На мосту чрез Рымник столпились обозы, загородя единственный путь бегущим. Турки бросались вплавь и тонули во множестве, стараясь спастись от грознаго Топал-паши, как они называли Суворова.

У Рымника окончилось преследование. Наши расположились на ночлег лагерем. Непомерно ве-лика была добыча, особенно взятая в собственном лагере великого визиря, в том числе и его великолепная палатка, подбитая золотыми и серебряными тканями. Целые стада овец, волов, буйволов и верблюдов, несколько тысяч повозок с запасами всякого рода; большое количество великолепного, богато украшеннаго оружия, 100 знамен, 80 орудий с их боевыми снарядами и три лагеря со всеми принадлежностями.

Так совершилась знаменитая победа; громом пронеслась она по Австрии и России. Старики сол-даты, прокуренные пороховым дымом и закаленные в боях, говорили: «Знатно мы поработали. Отец наш Александр Васильевич будет доволен нами, — не даром, значит, ходили к Рымнику».

На другой день Александр Васильевич поставил полки на поле сражения в одно большое каре и приказал, чтобы каждый солдат держал в руке лавровую ветвь. Тут был отслужен благодарственный молебен. По окончании его, Суворов обратился к солдатам со словами: «Вы богатыри! Вы русские! Рымник перелетели! Крепкие батареи взяли! Благодарение Богу....Победа.... Вам честь, вам слава!» И при последнем слове, все должны были увенчать свои головы победными ветвями.

Обсуждение закрыто

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт