ИСТОРИЯ

Взятие крепости Ардаган русскими войсками. 5 мая 1877.

Гравюра К. Крыжановского по оригинальному рисунку Ф. Гаанена. 1877

Иллюстрация из издания: Иллюстрированная хроника войны. Т.1. – СПб.: Изд. Г.Д. Гоппэ, [1877]. С. 140

Фрагмент. Смотреть полностью.
Возлюбленные кавказские войска

Яновский К. 156-й пехотный Елисаветпольский Генерала Князя Цицианова полк во время Турецкой войны 1877-1878 гг. Тифлис, 1897

Действия колонн отряда генерала Геймана в общих чертах были следующие. Все наши осадные батареи были выдвинуты 5-го мая несколько вперед. Эриванцы, бакинцы, 1-я и 2-я батареи Кавказской гренадерской артиллерийской бригады, под начальством Геймана, были посланы со стороны гелявердынских высот, с фронта против главных городских укреплений; корпусный командир находился на левом фланге, на Алагёзе, с тифлисцами, саперами и осадною артилериею; кавалерия г.-м. Шереметева была назначена па крайний левый фланг к берегу Куры. Первой целью атаки правому флангу назначены были укрепления Сингера и Каз-тапеси, а левому флангу Мехраба и Дюз-табии. Канонада началась в 3 часа пополудни; неприятель вскоре начал отводить из под нашего огня часть своего гарнизона. В 6 часов вечера, когда артиллерия подготовила атаку с расчетом на полный успех, единовременно двинулись на штурм с фронта и правого фланга г.-л. Гейман с бакинцами и эриванцами, а с левого r.-м. Духовской с тифлисцами и 3-м Кавказскими саперным батальоном. Под ужасным ружейным и орудийным огнем колонны дружно и одновременно, подобно тому как накануне сделали елисаветпольцы, т. е. без выстрела приблизились к неприятелю почти в упор и тут только обдали его свинцовым градом. Укрепления пали одно за другим. Заняв их частью войск, Гейман и Духовской бросились с остальными за бежавшими турками. Огонь противника и атаки правобережных укреплений расстроили порядок среди наших войск; бакинцы, эриванцы, тифлисцы и саперы смешались между собою, слились в одно, тогда генерал Гейман приказал первому попавшемуся барабанщику ударить сбор, сомкнул возле себя человек 200 и с ними ринулся за мост и на скалы про¬тивоположная берега. Пошла бойня по улицам, где из домов приходилось выбивать турок пулями и штыками. В 8 часов вечера мы овладели городом и войска наши, при звуках гимна, праздновали в Ардагане свою победу.

6-го мая 2-й батальон, в составе колонны г.-м. Ореуса, выступил из лагеря у с. Ольчек к Рамазан-табии; но оказалось, что укрепление это ночью было оставлено турками и взято эриванцами без боя. Елисаветпольцы к вечеру возвратились обратно в лагерь.

7-го числа Елисаветпольский полк в полном составе перешел к Ардагану, где расположился лагерем. В полдень были потребованы желоперы для занятия линии между Рамазан-табией и северо-западными укреплениями Ардагана. К 3-м часам пополудни все войска соединенных отрядов заняли указанные места, причем Елисаветпольский полк в числе других удостоился восторженной благодарности г.-ад. Лорис-Меликова, переданной в приказе по действующему корпусу. Затем в присутствии командующего корпусом началось молебствие. Грандиозную картину представляли из себя тысячи коленопреклоненных воинов, приносивших благодарение Богу за дарованную победу. При возглашении многолетия Государю Императору с фортов Ардагана раздалась салютационная стрельба из взятых нами у неприятеля орудий. По окончании молебствия командующий корпусом благодарил всех за храбрость и пропустил мимо себя отряд церемониальпым маршем.

Главнокомандующий же почтил свои возлюбленные кавказские войска особым лестным приказом по округу следующаго содержания:

«Поздравляю вас, войска Кавказской армии, с первым блистательным успехом вашим славных товарищей. Сильно укрепленный турецкий город Ардаган после двухдневного, 4-го и 5-го мая, действия нашей отличной артиллерии пал к ногам Его Величества. Неприятель не выдержал дружного натиска наших штурмовых колонн и бежал, преследуемый до ночи на¬шею кавалериею. Трофеями достались нам 82 орудия, много оружия, военных и жизненных припасов и пленных, в числе коих один паша.

Хвала Всевышнему за дарованную победу! Потери наши, благодаря Бога, не велики, сравнительно с достигнутым успехом. Вечная память товарищам, павшим во славу русского оружия!

Объявляю мою душевную признательность: командующему корпусом генерал-адъютанту Лорис-Меликову и генерал-лейтенантам: Гейману и Девелю. Благодарю всех генералов, на-чальников частей и офицеров. Мое задушевное спасибо молодцам солдатам».

 

Обсуждение закрыто

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт