ИСТОРИЯ

Живописная декоративная тарелка «Лейб-гвардии Конная артиллерия»

Императорский фарфоровый завод, декоратор - офицер конной артиллерии Василий Миди. Диаметр 24,4 см

период правления Александра II

Фрагмент. Смотреть полностью.
«Модное войско»
 

Алексей Петрович Ермолов (1777 – 1861)

«В  Петербурге (начало 1796 г.), в артиллерийском мире, я нашел диковинку, занимавшую всех артиллеристов: конно-артиллерийския роты, о которых несколько лет уже ходили толки, были сформированы; но не одни артиллеристы интересовались конною артиллериею, — она возбуждала внимание всей столицы. Генерал-Фельдцейхмейстер, князь Платон Александрович Зубов, показывал ее, как плоды своих забот об русской артиллерии. Меллисино тоже, с своей стороны, хлопотал об ней и долго придумывал для неё мундир. ...


Конная артиллерия стала модным войском. Петербургский beau-monde приезжал смотреть на конно-артиллерийский строй.— Comment, vous n’avez pas encore vu l’artillerie a cheval — был возглас, часто повторявшиеся и во дворце и в гостинных, особенно в присутствии князя Зубова. В конную артиллерию были назначаемы офицеры, которые приобрели военную репутацию, георгиевские кавалеры, люди с протекцией и красавцы.»

 

Цитируется по книге :  Ратч Василий Федорович . Сведения об Алексее Петровиче Ермолове. СПб., 1861



Орел Двуглавый высоко парит.

Песня Лейб-гвардии Конной артиллерии


прослушать песню в исполнении хора Валаамского монастыря ...>>>


Орёл двуглавый высоко парит

И зорко сверху на врагов глядит.

Широкие крылья расправляет он,

А под ним, как тучи, штыков миллион!


Пушки наше дело, быстро подвезём.

Эй, ребята, смело на врага мы пойдём.

До упора будем мы на картечь стрелять,

А шашками сами себя оборонять.


Вперёд, ребята, на врага пойдём,

Коней ретивых в пушки запряжём.

В карьер помчимся, ветров всех быстрей,

Огонь откроем горячей!


Гранатами мы орудия собьём.

Картечью все атаки мы отобьём,

По войскам шрапнелью будем мы стрелять,

А шашками сами себя защищать!

Абаза Виктор Афанасьевич. История Лейб-гвардии Конной артиллерии : СПб.,1896

«...Суммы, потребные для учреждения пяти конно-артиллерийских рот, велено было отпустить Зубову, а генералу Мелессино, по его настоятельному исканию, разрешено непосредственное приобучение сказанных рот конно-артиллерийской экзерциции. Мелессино, хранивший в тайне производство эволюций конной артиллерии, придумал для нее особую форму: шляпус белым плюмажем, красный мундир с черными лацканами и желтые рейтузы в обтяжку, входившие в низкие сапоги со шпорами. Но изобретение пестрого мундира для части, не составляет учреждения самой части, а умышленное замалчивание о существовании гатчинской конной артиллерии [ учрежденной цесаревичем Павлом Петровичем], возможное перед людьми, немыслимо в истории.»

Указ Императрицы Екатерины II.
1794 год. Сентября 29. Именной, данный Генерал-Фельдцехмейстеру Графу Зубову. - Об учреждении Артиллерийской конной роты. - С приложением штата оной. ПСЗРИ. 17.258.


«Граф Платон Александрович! Представление ваше об учреждении конной артиллерии приемлем мы за благо, как дело весьма полезное для службы Нашей и как новый довод вашего усердия к Нам и неусыпного радения о наилучшем устройстве частей, вам вверенных. Утвердив вследствие того примерный штат для одной роты помянутой конной артиллерии, возлагаем на попечение ваше составить на первое время пять таковых рот при семидесяти орудиях, предоставляя, смотря по надобности, умножить число до двадцати рот при двух стах восьмидесяти орудиях.


На составление сей артиллерии, в назначаемом на настоящий случай количестве, потребные единовременно двести тридцать четыре тысячи девятсот пятьдесят четыре рубля и сорок копеек, а равно и ежегодно на содержание их по военному комплекту, по ста пятнадцати тысяч по пятисот пятидесяти по два рубля и пятидесяти шести копеек с четвертью, указали мы...»



Граф Платон Зубов.

Мнение о пользе конной артиллерии.
(1794)

Главное в войне правило состоит в том, чтоб противоставить неприятелю силы по крайней мере такие же, если не можем превосходнейших сил и способов, какие он против нас употребляет; почему, хотя бы две армии были совершенно равны в рассуждении числа войск, храбрости и порядка, однако та, при которой находится конная артиллерия, будет иметь великое преимущество пред другой, у которой её нет; притом всегда можно предупредить бедственные случаи, противополагая при армиях наших неприятелю такую силу, которой может быть он у нас быть не чаял, и которую сам хотел употребить в свою против нас пользу.

Итак при всех случаях конная артиллерия нужна в армиях, потому что с одной стороны доставляет нам преимущество над неприятелем, оные не имеющим, а с другой равняет наши выгоды с выгодами того, у кого она есть, так что тогда от одного лучшего искусства действовать оною успех зависать будет.

Предмет конной артиллерии состоит наипаче в том, чтоб подать коннице, в обращениях своих быстро и стремительно подвизающейся, такую же помощь, какую обыкновенная артиллерия подает пехоте, то есть подкреплять нападение или защищать отступ оной.

Положим, что конница сражается с конницею, и что у одной конная артиллерия, а у другой нет: тогда первая хотя была бы малочисленнее, несомнительно одержит победу, если во время её нападенья артиллерия уже привела в беспорядок неприятеля.

Когда корпус неприятельской конницы знает, что у нас есть конная артиллерия, то он конечно не будет дожидаться нашего приближения, а если не знает, то мы будем нападать на него с лучшим успехом: потому что наша артиллерия будет действовать в ближайшем расстоянии и подаст войскам нашим силу и превосходство, которые расстроят неприятеля.

Но не одни сии выгоды доставляет армии конная артиллерия: есть еще большие.

Сколько важных предприятий осталось без успеха за недостатком поспешности в артиллерии? например: надобно предупредить неприятеля овладеть постом, занять вышину, взять селение, замок, разорить наскоро мост и проч., тогда малое замедление может уничтожить успех предприятия. По обыкновенным правилам надобно отрядить часть пехоты, снабдить оную для нужного случая несколькими орудиями и прикрыть конницею, но явственно, что потребно время на собрание сего отряда, и что последует замедление и затруднение в марше оного.

Если же положить один отряд конницы и по соразмерности с оным конную артиллерию: то сей последний будет иметь преимущество в скорости перед первым, и нападение оного будет стремительнее, нечаяннее и решительнее.

Положим, что тот и другой отряды не будут иметь удачи в своем предприятии, и что они равно принуждены б были уступить превосходству сил. В таком случае прежде упомянутый отряд большей подвергнется опасности. Пехота его может быть наголову побита или в плен взята, а пушки неминуемо потеряны. Во всякой войне были примеры таких случаев.

Отряд же с конною артиллериею не имеет такой опасности. Если оный очень слаб и не может сопротивляться, то отступ его не столько будет затруднителен; одна конница может только его преследовать. Но с помощью конной артиллерии, которая последует за ним во всех его движениях, может оный поправиться и принудить взаимно неприятеля ретироваться или по крайней мере удержаться от преследования.

Хотя конная артиллерия может служить с успехом и в трудных местах, однако на гладкой земле большие доставляет выгоды и особливо полезна против неприятеля, у которого конница превосходит нашу.

В гористой земле обыкновенная артиллерия великие имеет затруднения в рассуждении своей тяжести, и от того военачальник часто не укрепляет пушками какой-нибудь важный пост, что трудность дороги препятствует провезть туда пушки, или что много требуется времени к сему исполнению, или что он опасается, дабы в случае неудачи не оставить пушки во власть неприятелю: ибо не можно их скоро оттуда вывезти.

Но конная артиллерия, ради своей легкости, не подвержена сим затруднениям, и в таковых случаях приносить она величайшую пользу; ибо неприятель придет в замешательство, когда увидит себя в трудном и гористом месте, поражаемого артиллериею, которой он совсем не чаял.

Сколько сражений потеряно от того, что во время решительного действия не можно было скоро укрепить пушками высоту, буерака или другое место, которое трудно или вовсе невозможно занять обыкновенною артиллериею.

Общая польза конной артиллерии, употребляемой на ровном месте, не подвержена ни малейшему сомнению; прежде сказано, какое преимущество подает она коннице перед той, у которой её нет.

Положим теперь, что конница будет сражаться с пехотой, снабженною обыкновенно несколькими орудиями. Нет сомнения, что таковая пехота непобедима от одной конницы, но ежели присовокупить к оной конную артиллерию, тогда конница будет иметь многие преимущества перед пехотою. Она может разделиться на многие корпусы, из которых у каждого будут свои пушки, учинит многия нападения, может ударить на неприятеля с флангов, сзади, спереди, неприятель не будет знать, в какую сторону обратить ему свою артиллерию, огонь его будет разделен; наша конница станет так, чтоб не могли ее доставать выстрелы: ибо против одной пехоты нет опасности подвинуть вперед более обыкновеннаго конную артиллерию. Наконец можно быть уверену, что такое сражение не долго продолжится без победы: беспорядок и замешательство необходимо учинится в пехоте, и тогда конница употребить все силы в свои выгоды.

Положим и сравним между собою две конницы - одна имеет лучших коней, лучших ездоков, воинов, привыкших к сему роду сражения, у которых сабли любимое орудие и проч., другая лишена сих выгод, и потому слабее первой. Однако когда будет иметься конная артиллерия, то если не может взять преимущество перед первой конечно в состоянии будет сравняться с оною. Из сего удобно видать можно, что конная артиллерия нигде лучше употреблена быть не может, как против турок, которые, не терпя огнестрельного орудия, ни в чем не имеют превосходства перед своими соседями, как в одной хорошей коннице.

Дабы получить помянутыя выгоды от конной артиллерии, орудия, составляющая оную, должны быть к тому приличны и способны, почему в конную артиллерийскую роту полагается 14 орудий полевой артиллерии, то есть семь 6-фунтовых пушек и семь 12-фунтовых единорогов.

Если польза конной артиллерии признана во многих государствах в Европе и существование её для оных почитается нужною, то кольми паче необходима она для России, государства столь пространного, имеющего наимногочисленнейшую конницу на свете, нужную для скорых и дальних обращений сил, свойственных сему роду орудия и соответственных естественному положению пространства Империи Российской.

Граф Платон Зубов.

Арх. Спб. Артил. Музея Д. Сборн. связка № 6

 

Обсуждение закрыто

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт