ИСТОРИЯ

Обстрел пароходом "Прут" турецкой крепости Силистрия на Дунае 1854 года.

Боголюбов Алексей Петрович (1824 - 1896)
46 x 70.5 см. Холст, масло. 1856

Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург
Фрагмент. Смотреть полностью.

Пусть англичане и французы владеют Черным морем: они ничего нам не сделают

Письма фельдмаршала князя И.Ф. Паскевича генералу князю Михаилу Дмитриевичу Горчакову// Русская Старина. Том XV. СПб., 1876


Письма и записки князя Варшавского, относящиеся к 1853 году, резко отличаются от последующих за тем произведений пера светлейшего. В переписке 1853 года еще можно узнать героя кампаний персидской, турецкой и польской, который вел наши полки с победы на победу, и можно еще иногда увлекаться ясностью взгляда его на военные события того времени. Но с назначением, в 1854 году, фельдмаршала Паскевича главнокомандующим, полководец, столь верно оценивавший прежде дела на востоке, вдруг уступает место нерешительному боязливому старцу, опасающемуся утратить лавры, упроченные за ним прежними победами. С этой роковой минуты он мечтает только о скорейшем отступлении нашей арми за Дунай, затем за Серет и даже за Прут. При подобном взгляде на дела, когда ближайшим исполнителем предначертаний фельдмаршала был к тому еще князь Горчаков, не имевший, по собственному признанию «никакой веры в личное свое мнение», нельзя было ожидать успеха на войне, в которой обстоятельства требовали не упускать драгоценного времени и действовать быстро и решительно. Только этим путем можно было надеяться повлиять на ход дипломатических переговоров и вывести Россию из того затруднительного положения, в которое ее поставила в 1854 году политика западных держав.


Мысли о плане военных действий. 29 декабря 1853 года.


... По взятии Силистрии, как крепость сия слишком велика и потребовала бы большого гарнизона, я бы не оставил всех укреплений, уничтожил бы половину, а из другой устроил бы крепость в меньшем объеме.


За сим можно бы действовать по обстоятельствам: оборонительно, если бы Европа угрожала нам войной на западной границе, или наступательно, о принятому плану.


В том и другом случае наше положение было бы хорошо. Дунай очищен, крепости взяты и неприятельская армия разбита.


Укрепившись таким образом в центре, когда бы предполагалось на правом фланге вести войну христиан, то я бы думал вперед, до развития обстоятельств и до объяснения на счет десанта французов, дать сербам помощь материальную: пушками, оружием, порохом и даже дивизией пехоты; тогда, нет сомнения, они восстанут. При дальнейших успехах и восстания других христианских племен могут потрясти Турецкую империю.


Может быть, я представляю все слишком в хорошем виде, знаю, что в войне иногда одно обстоятельство разрушает план действий, но не забудьте, что у турок армия одна; другую они соберут нескоро, а в случае успеха при дальнейших удачных действиях на правом фланге, сообразно предначертанному плану, кампания может окончиться в Адрианополе. Даже не при столь блестящем успехе, вся Булгария в наших руках. Тогда пусть англичане и французы владеют Черным морем: они ничего нам не сделают...

Обсуждение закрыто

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт