ИСТОРИЯ

Портрет Екатерины Романовны Дашковой

Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735—1822)

72 x 57 см. Холст, масло (Около 1784 г)

Частное собрание, Москва
Фрагмент. Смотреть полностью.

Она еще в крови после убийства моих свиней

Княгиня Екатерина Романовна Дашкова. // Русская Старина. Том IX.: СПб. 1874


Неуживчивость княгини Дашковой ставила ее иной раз в весьма комическое положение, как, например, в ее знаменитом прцессе с А. НАрышкиным из за его свиней, которые забрались на его дачу и котрых она приказала перебить (28 октября 1788 года)


Имератрица Екатерина, смеясь над этим происшествием, прказала поскорее кончить дело в суде, «чтобы не дошло до смертоубийства», а на следующий день у Храповицкого отмечено: «Отдана, поданная Брюсом записка о побитых Дашковой свиньях. Действительно, 3-его ноября 1788 г., в софийском нижнем земском суде происходило следственное дело о зарублении минувшего октября 28 числа на даче ее сиятельства, двора ее императорского величества статс-дамы, Академии наук директора, Императорской Академии Наук президента и кавалера княгини Е.Р. Дашковой, принадлежащих его высокопревосходительству, ее императорского величества обер-шенку,сенатору, действительному камергеру и кавалеру А.А. Нарышкину голландских борова и свиньи»


На суде оказалось, что княгиня Дашкова, заметив двух свиней на потраве, приказала людям загнать их в конюшню и убить, что и было немедленно выполнено. Суд постановил взыскать за них с Дашковой в пользу Нарышкина 80 рублей.


Садовники княгини Дашковой показали на суде, что эти свиньи потравили различные цветы, посаженные в шести кгоршках, стоящие 6 рублей. Но посторонние люди не засвидетельствовали этой потравы и земский исправник, бывший для следствия на месте, не нашел в саду и оранжереях никакой потравы.


Кроме того суд постановил: «По отзыву ж ее сиятельства, учиненому гю исправнику, в бою свиней незнанием закона, и что впредь зашедших коров и свиней, тако ж убить прикажет и отошлет в гошпиталь, то в предупреждение и твращение такого предпринятого законами противного намериния, выписав приличные узаконения, благопристойным образом объявить ее сиятельству, дабы впредь от управления собою (т.е. самоуправства) изволила воздержаться и незнанием закона не отзывалась, в чем ее сиятельство обязать подпиской».


После этогпроисшествия Нарышкин, показывая на красное лицо княгини, говаривал при дворе: «Она еще в крови после убийства моих свиней».


Это курьезное побитие свиней было результатом давней вражды между кн. Дашковой с А.А. Нарышкиным и тяжбы из за какого то клочка земли. П крайней мере, в записках Храповицкого отмечены следующие слова императрицы Екатерины еще в ноябре 1787 г.: « Дашкова с А.А. Нарышкиным в такой ссоре, что, сидя рядом, оборачиваются друг от друга и составляют двуглавого орла. Ссора за 5 сажен земли» По этому поводу императрица Екатерина даже написала пословицу под заглавием: «За мухой с обухом». Тут под именем Постреловой и Дурындина описана эта тяжба.

Обсуждение закрыто

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт