ИСТОРИЯ

Портрет гетмана Ивана Брюховецкого.
Неизвестного польский мастер XVII века.

Фрагмент.
Смотреть полностью.
Подарил Челибею «рыдван с конями и коврами да двух девок русских», но татары за него не вступились.
Из книги: Альбовский Евгений Александрович. История Харьковского Слободского казачьего полка (1651-1765 гг.). Харьков., 1895

«Избранный гетманом, благодаря запорожцам, Брюховецкий, простой слуга Хмельницкаго, в благодарность за это окружил себя почти исключительно запорожцами и предоставил им все высшие должности. Сечевики не замедлили восстановить против себя жителей своим распутством и пьянством. Первое время Брюховецкий был в отличных отношениях с Москвою, ездил туда представляться царю, женился на русской боярыне Долгорукой, причем Алексей Михайлович сам устраивал этот брак. Гетман получил титул стольника, был пожалован боярином. Козакам очень не нравилось производство ихнего гетмана в русские бояры; это как то отчуждало его от них, и они уже стали смотреть на него, не как на своего брата козака. Полковникам же, ездившим в Москву с гетманом и пожалованным дворянами, не было проходу от насмешек, и они просто боялись показаться козакам на глаза.
Народ был также недоволен своим гетманом; это неудовольствие усилилось еще от того, что московские воеводы, жившие по городам, позволяли себе мелкие несправедливости; малороссияне, видя хорошие отношения гетмана к Москве, думали, что Брюховецкий сам покровительствует этим чиновникам и действует вообще с ними заодно в ущерб своему народу.
По андрусовскому договору (1667 г.), окончившему войну между Москвою и Польшею, этой последней были уступлены земли, лежащие по правую сторону Днепра -таким образом, Малороссия разделилась на две части— правобережную, отошедшую к Польше, и левобережную, оставшуюся за Москвой; это разделение, естественно, еще более посеяло смут между народом. Между тем Брюховецкий круто изменил Москве и задумал отделиться от нее совершенно; он встретил себе сочувствие во многих полковниках. На созванной раде (1668 г.) было решено перебить всех русских воевод и чиновников и отложиться от Москвы. Думая привлечь на свою сторону слободские полки, гетман прислал универсал, в числе других полков, харьковцам, в котором взводил всевозможныя небылицы на царя, говоря, что он «побратался с ляхами, условился с ними всех православных на Украине, Доне, Запорожье и слободах с их детьми истребить мечем, а других загнать в Сибирь, а земли козацкия обратить в дикие поля и звериные жилища». Харьковцы не сдались на подговоры Брюховецкаго, остались по-прежнему верными Москве. Гетман после того пытался силою принудить слобожан к измене и послал на них шайки татар и веприцких козаков, которые и проникли в область Харьковского полка.

Восставшие козаки начали с того, что поубивали воевод и русских служилых людей, своими не вполне добросовестными и несправедливыми поступками возбудивших против себя ненависть черкас, разграбили в означенных городах огнестрельные припасы, а Змиев, Церевоборисов разорили и сожгли. В уездах Чугуевском и Харьковском бунтовщики эти произвели большие опустошения, жгли села, деревни и хлеб, жителей, отказывавшихся приставать к ним , убивали или брали в плен , уподобляясь татарам. Мятеж тот вспыхнул 4 марта 1668 года.
Черкасы же полкового г. Харькова, вся старшина и козаки, с полковником во главе, остались верными своему долгу, что подтверждается письмом кн. Ромодановскаго, где тот воевода говорит, что харьковцы верно служат великому государю, не пристают к изменникам и „над ними промыслы чинят ". В том же письме к чугуевскому воеводе, он приказывает ему соединиться с харьковским воеводою Л. Сытиным «над изменниками промыслы и поиски чинить и в полон имать и села и деревни жечь, сколько милосердый Бог поможет».
Гетьман Брюховецкий дорого поплатился за свою измену Москве — он был убит козаками».

Гибель Брюховецкого

Соловьев Сергей Михайлович. История России с древнейших времен. Том 12. Глава 1

«…Приехали в Адрианополь, где жил тогда султан Магомет, полковник Григорий Гамалея, писарь Лавринко, обозный Безпалый и били челом, чтоб гетману Брюховецкому и всем черкасам быть под султановою рукою в вечном подданстве, только бы с черкас никаких поборов не брать, да указал бы султан оберегать их от царя московского и от короля польского. В Гадяч явилась толпа татар под начальством Челибея для принятия присяги. Брюховецкий должен был дать гостям 7000 золотых червонных, а Челибею подарил рыдван с конями и коврами да двух девок русских. Вместе с татарами выступил Брюховецкий из Гадяча против государевых ратных людей и остановился под Диканькою, сжидаясь с полками своими, как вдруг пришла весть о приближении Дорошенка. Кручина взяла Ивана Мартыновича: он стал просить татар, чтобы велели Дорошенку удалиться на свою сторону. Но татары не вступились в дело и спокойно дожидались, чем оно кончится. Сперва явились к Брюховецкому десять сотников с прежним предложением от Дорошенка - отдать добровольно булаву, знамя, бунчук и наряд. Брюховецкий прибил сотников, сковал и отослал в Гадяч; но на другой день показались полки Дорошенковы, и, как скоро козаки обеих сторон соединились, раздался крик между старшиною и чернью: "Мы за гетманство биться не будем! Брюховецкий нам доброго ничего не сделал, только войну и кровопролитие начал!" И тотчас побежали грабить возы восточного гетмана Дорошенко послал сотника Дрозденка схватить Брюховецкого и привести к себе. Иван Мартынович сидел в палатке своей, в креслах, когда вошел Дрозденко и взял гетмана под руку; но тут запорожский полковник Иван Чугуй, верный приятель Брюховецкого, безотлучно находившийся при нем с начала его гетманства, ударил Дрозденка мушкетным дулом в бок так, что тот упал на землю. Это, однако, не спасло Брюховецкого: толпы козаков восточной стороны с криками и ругательствами ворвались в шатер, схватили гетмана и потащили его к Дорошенку. "Ты зачем ко мне так жестоко писал и не хотел добровольно булавы отдать?" - спросил его Дорошенко. Брюховецкий не промолвил ни слова. Не добившись никакого ответа, Дорошенко дал знак рукою - и толпа бросилась на несчастного, начали резать на нем платье, бить ослопьем, дулами, чеканами, рогатинами, убили как бешеную собаку и бросили нагого. Чугуй храбро защищал его и тут, но ничего не мог сделать один с немногими товарищами. Дорошенко уверял Чугуя, что вовсе не желал смерти Брюховецкого. Его самого чуть было не постигла та же участь: вечером козаки обеих сторон, подпивши, зашумели, стали кричать, что надобно убить и Дорошенка, тот едва утишил их, выкативши несколько бочек горелки, а ночью со всею старшиною выехал для осторожности на край обоза. Тело Брюховецкого велел он похоронить в Гадяче, в построенной им церкви»

Милостивое слово Царя Русского к жителям города Салтова. 19 февраля 1668 г.

Цитируется по: Альбовский Евгений Александрович. История Харьковского Слободского казачьего полка (1651-1765 гг.). Харьков., 1895

«Божиею милостию от Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великой и Малой и Белой Руси Самодержца и многих Государств обладателя, Нашего Величества - города Салтова всем тутошним жителям всякого чина и возраста, от Нас, Великого Государя, милостивое слово.
Ведомо Нам, Великому Государю, Нашему Царскому Величеству, ныне учинилося по отпискам нашимх Великого Государя Украинских и Малороссийских городов воевод и приказных людей , что Ивашка Брюховецкий с единомышлениками своими , с полковниками и сотниками , забыв Господа Бога и свое обещание пред Святым Евангелием, Нам, Великому Государю, Нашему Царскому Величеству, изменили и разослали от себя во все малороссийские города к жителям всякого чина воровские прелестные листы, а в них писали, что Мы, Великий Государь. Наше Царское Величество. С братом Нашим Королем Польским, Наияснейшим Великим Государем, с Яном Казимиром Королем Польским и Великим Князем Литовским, учинили перемирие на урочные годы, а на посольстве будто наши Великого Государя великие и Полномочные послы с Польскими и Литовскими Комиссарами прошлого году постановили и присягали на том, чтоб жителей Украинских мужеска и женска и малых детей выгубить и Украину на дикое поле обратить, а иных жен и детей сослать в Сибирь.И призвав он, изменник Ивашка Брюховецкий,. Из Заднепровских городов и из Запорогов изменников же черкас, чтоб Малороссийские города со стороны Днепра и в них всякого чину жителей взбунтовать и кровь христианскую проливать неповинно. И те изменники заднепровские и Запорожские Козаки, перешед на здешнюю сторону Днепра, в городах жителей всякого чина взбунтовали и на всякое злое дело их привели. А он, изменник Ивашка Брюховецкий, в Гадяче воеводу Евсея Огарева и Наших Государевых ратных людей, которые посланы были, велел побить безвинно. А в городах же Малороссийских, в Глухове и Батурине и в Полтаве, по его же изменничью воровскому умыслу и письму, изменники Заднепровские Черкасы, воевод и начальных и ратных людей из малых городков взяли за верою обманом, а иных приступом и отдали за приставы,. А ратных людей побили многих безвинно. А по Нашему Великого Государя Указу, те воеводы и ратные люди в Малороссийские города посланы были для оберегания от неприятельских приходов, а не для разорения. А Мы, Великий Государь, Наше Царское Величество, Государь Христианский, свидетельствуемся Господом Богом, что у Нас, Великого Государя, и в мысли того не было, как изменник Ивашка Брюховецкий и его советники изменникиж в прелестных своих изменничьих письмах в Малороссийские городы ко всяким жителям писали на смуту. А желали Мы, Великий Государь, и ныне желаем Малороссийских городов жителям всякого чину и возраста покою и тишины и благоденствия, а не разлития христианской крови.- А на Польских сьездах Наши, Великого Государя,. Великие и полномочные послы перемирие учинили на урочные годы, на 13 лет и 6 месяцев и записьми в том укрепились, и с тех записей к изменнику Ивашке Брюховецкому послан список. И изволили Мы, Великий Государь,. Наше Царское Величество, послать Нашей,. Великого Государя денежной казны к брату Нашему к Его Королевскому Величеству 200.000 рублей за то,. Которые шляхта имела маетности свои в Малороссийских городах и по договору и по укреплению Наших Царского Величества великих и полномочных послов и Королевского Величества Комиссаров, той шляхте за те деньги в Малороссийские города в маетности свои не выезжать и разоренья не чинить.
И вам бы, города Салтова Старшинам и всем жителям,. Старейшим и юнейшим, всякого чину и возраста, памятуя Господа Бога и свое обещание пред Святым Евангелием, на Нашу Государеву милость быти надежным и сей Нашей Великого Государя Милостевой грамоте верить, от изменников от всяких шатовств отстать и быть у Нас, Великого Государя, у Нашего Царского Величества, под Нашею Великого Государя Самодержавною высокою рукою в вечном подданстве, по прежнему своему обещанию, а изменника Ивашку Брюховецкого и его советников не слушать, и на прелестные их письма не прельщаться. А Мы, Великий Государь, Наше Царское Величество, по своему Государскому милосердию учнем вас держать в Нашем, Великого Государя, милостивом жалованье и в презренье и свыше прежнего. И Нам бы единоконечно в том сей Нашей милостивой грамоте верить.
Писано в Нашем Царствующем граде Москве, лета от создания мира 7166 февраля 19 дня. Божиею милостию Мы, Великий Государь, Царь и Великий Князь, Алексей Михайлович, Всея Великой и Малой и Белой России Самодержец.»

Обсуждение закрыто

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт