ИСТОРИЯ

Портрет графа Алексея Петровича Бестужева-Рюмина
Художник: Токке Людовик Иван (Tocque Louis)
(1696-1772)
145 х 112 см
холст, масло. 1757
Государственная Третьяковская галерея
Москва
Фрагмент. Смотреть полностью.

Канцлер Бестужев брался сокрушить Фридриха II за 6 000 000 фунтов стерлингов.

Масловский Дмитрий Федорович. Русская армия в семилетнюю войну. М., 1886

«…Бестужев по-прежнему признавал необходимость поддерживать Австрию, но не иначе как за известную и значительную сумму денег. Он полагал возможным предоставить в распоряжение морских держав вспомогательную армию, численность которой должна находиться в зависимости от тех средств («субсидий»), которые могли дать эти державы.

Еще в 1745 году канцлер объявил английскому посланнику лорду Гиндфорду, что «если морские державы дадут России немедленно шесть миллионов, то императрица выставит 100 000 войска и в одну кампанию кончит войну в Германии».

Гиндфорд первоначально находил, что «дорого просят», но после ряда переговоров, в конце 1747 года, наше правительство по настоянию Бестужева окончательно условилось с морскими державами об отправлении на Рейн 30 000 вспомогательного корпуса за 300 000 фунтов стерлингов….

Бестужев перечисляет выгоды, приобретенные тогда Россией:

«Обсервационный корпус не ходил больше, как только чтоб славу оружия Ее Императорского Величества по всей Европе разнести, ласкательный титул европейской миротворительницы монархине своей, возвращаясь назад, в дар посвятить и знатные суммы денег, как с собой привесть, так и здесь отсутствием в казне сберечь»

Этот денежный приход в государственную казну канцлер определяет в цифрах «субсидий, которых в два года без мала миллион рублев чистыми деньгами в казну получено, кроме тех, что помощный корпус ходил».

Такие выгоды, будто бы приобретенные Россиею за время пассивного участия наших войск в войне за автрийское наследство, нам кажутся гадательными

1. Действия наших войск за денежные субсидии исключали возможность даже возбуждать вопрос о материальных приобретениях, о расширении границ, о «неоплошной позитуре», а между тем, только территориальные приобретения, выгодное стратегическое положение относительно Пруссии, основательная подготовка всех вооруженных сил — могли нарантировать Россию от опасности при возраставшем могуществе Пруссии

2. Продолжительные переговоры (как бы торг) с морскими державами точно так же исключали возможность быстрых и решительных действий

3. Операции национальной армии за деньги не могли быть популярными в войске, а следовательно, не могли вызвать энергии; напротив, скорее влекли за собой апатию

4. Если на первый план было поставлено по возможности сберечь деньги для казначейства, то нельзя было и ожидать, чтобы было обращено усиленное внимание на правильное устройство вспомогательного отряда, что прежде всего требовало денег, а они (как указывал сам Бестужев) пошли не на армию, а вгосударственную казну.

Вплоть до начала Семилетней войны канцлер оставался тверд в намерении сокрушить Фридриха II какими то 30-40 тысячами русского войска и английским золотом (от которого, вдобаок, обогатилось бы русское казначейство). Только этим ошибочным направлением его политики и можно объяснить все пренебрежение к обеспечению нашей западной границы, что сделалось вполне очевидным летом 1756 года».

 

Обсуждение закрыто

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт