18 декабря 1718 года родилась великая княгиня Анна Леопольдовна, мать императора Иоанна VI, правительница России в 1740-1741 годах.
Принадлежность к царскому роду очень часто становится не счастьем, а настоящим проклятием. Внучка русского царя Ивана V и племянница Петра Великого Анна Леопольдовна в полной мере испытала это на себе.
Племянницы для династических браков
Следствием стрелецкого бунта 1682 года в России стала весьма странная конфигурация власти: на троне оказались сразу два юных царя — Иван и Петр, регентом при которых стала их старшая сестра, царевна Софья.
В 1689 году повзрослевший Петр отстранил Софью от власти, отправив ее в монастырь. Поскольку брат Иван к политике интереса не проявлял, его Петр не тронул. Иван, страдавший целым букетом заболеваний, умер в 1696 году в возрасте 29 лет, успев произвести на свет трех дочерей (не считая умерших во младенчестве).
Петр I смотрел на племянниц Екатерину, Анну и Прасковью как на ресурс для заключения выгодных династических браков. Правда, здесь, первый русский император просчитался — для Прасковьи принца он не нашел, а браки Анны и Екатерины получились откровенно неудачными.
Побег от мужа-тирана
Екатерину Иоанновну дядя в 1716 году выдал за герцога Мекленбург-Шверинского Карла Леопольда. Петр I рассчитывал, что этот брак позволит России использовать портовые города Мекленбурга как стоянку для русского флота, даст новые рынки сбыта для русских товаров и т.д.
Согласно брачному договору, герцог обязался обеспечить своей супруге свободное отправление православной службы и выплачивать ей по 6000 ефимков шкатульных денег в год.
Карл Леопольд оказался ненадежным союзником, и Петр очень быстро в нем разочаровался, лишив его российской помощи.
В семейной жизни герцог оказался ничуть не лучше — он не просто грубил жене и не обеспечивал ее всем необходимым, так еще и распускал руки.
18 декабря 1718 года в Ростоке Екатерина Иоанновна родила дочь, которую назвали Елизавета Катарина Кристина. Девочке было четыре года, когда Екатерина Иоанновна, не выдержав издевательств мужа, сбежала вместе с дочерью в Россию.
Поскольку Петр Великий, как уже говорилось, разочаровался в Карле Леопольде, то возвращать племянницу к мужу он не стал.
Так Елизавета Катарина Кристина, урожденная принцесса Мекленбург-Шверинская, стала воспитываться в России.
Потенциальная наследница
После смерти Петра I в стране наступила так называемая «эпоха дворцовых переворотов», и потомки Ивана V неожиданно для самих себя приблизились к трону вплотную.
Мать Елизаветы Катарины Кристины в 1730 году, после смерти юного императора Петра II, рассматривали в качестве претендентки на престол. Но в итоге члены Верховного тайного совета решили, что бегающая от мужа Екатерина Иоанновна слишком независима и своенравна. В итоге императрицей стала ее младшая сестра, вдовствующая герцогиня Курляндская Анна Иоанновна.
Новая императрица, укрепившись на троне, оказалась перед необходимостью обзавестись наследником. Естественным путем родить законного наследника Анна Иоанновна не могла. На указ Петра I о престолонаследии позволял правителю самому определить того, кто унаследует власть.
Выбор Анны Иоанновны пал на племянницу. В 1733 году Елизавета Кристина Катарина приняла православие и получила имя Анна Леопольдовна. А буквально через месяц после этого умерла мать новоявленной Анны, Екатерина Иоанновна.
Мать императора
Анна Иоанновна прилагала все усилия для правильного воспитания племянницы. Но поскольку и сама императрица была не самым образованным человеком, результаты, мягко говоря, не впечатляли. Анна Леопольдовна предпочитала наукам и беседам о государственных делах балы и другие развлечения.
Но самым главным недостатком Анна Иоанновна характер племянницы. Анна Леопольдовна была слишком доброй и доверчивой, что не способствует выживанию в драке за власть.
В конце концов, императрица решила — племянница родит сына, который и будет наследником престола.
В июле 1739 года 20-летнюю Анну Леопольдовну выдали замуж за герцога Брауншвейг-Люнебургского Антона Ульриха.
23 августа 1740 года Анна родила сына, которого назвали Иваном. Анна Иоанновна, как и намеревалась, сделала внучатого племянника наследником. Уже в возрасте двух месяцев сын Анны под именем Иоанна VI стал русским императором после кончины бабушки.
Регентом при младенце был назначен фаворит Анны Иоанновны Эрнст Иоганн Бирон, герцог Курляндский.
Бирон полагал, что Анна Леопольдовна, родив сына, исполнила свое предназначение, и откровенно хамил ей. Еще более неуважительно он обращался с мужем Анны, Антоном Ульрихом.
Поскольку Бирон в России был крайне непопулярен, созрел заговор. Всего через две недели после воцарения Иоанна VI гвардейцы под предводительством фельдмаршала Миниха арестовали Бирона. Новым регентом была объявлена Анна Леопольдовна.
Тетя и племянница
Как уже говорилось, Анна Леопольдовна не интересовалась государственными делами, поэтому бразды правления сначала были сосредоточены в руках фельдмаршала Миниха, а затем в руках вице-канцлера Андрея Ивановича Остермана.
Еще хуже было то, что сама Анна Леопольдовна была не слишком популярна в стране, в отличие от дочери Петра I Елизаветы Петровны.
Анна Леопольдовна называла ее «сестрицей», хотя в действительности Елизавета приходилась ей двоюродной теткой.
В ноябре 1741 года Анне было 22 года, Елизавете − 31. Анне постоянно доносили, что зреет заговор в пользу Елизаветы. 23 ноября 1741 года, прервав карточную игру, правительница встала из-за стола и пригласила тётушку в соседний покой. В руках у Анны Леопольдовны был очередной донос, причем весьма убедительный. Генерал Кристоф Манштейн в своих воспоминаниях писал: «Цесаревна прекрасно выдержала этот разговор, она уверяла великую княгиню, что никогда не имела в мыслях предпринять что-либо против неё или против её сына, что она была слишком религиозна, чтобы нарушить данную ей присягу, и что все эти известия сообщены её врагами, желавшими сделать её несчастливой...».
Родственницы отреагировали на беседу по-разному. Анна Леопольдовна была уверена, что заговор теперь разрушен. Елизавета Петровна решила, что необходимо действовать немедленно.
На следующий день произошел переворот, в результате которого новой императрицей стала дочь Петра Великого.
Ссыльные государственного значения
Перед Елизаветой встала проблема — что делать с маленьким Иоанном, Анной Леопольдовной, Антоном Ульрихом и новорожденной Екатериной Антоновной, появившиеся на свет в июле 1741 года?
Поначалу она хотела отправить их в Европу, но приближенные возражали — на свободе «Брауншвейгское семейство» способно на контрпереворот. В итоге на время колебаний семью Анны Леопольдовны поместили под охрану в Рижском замке.
Вскоре камер-лакея Турчанинов предпринял попытку организовать заговор с целью вернуть на престол маленького Иоанна. Это убедило Елизавету Петровну — «Брауншвейгское семейство» следует сослать в российскую глушь.
В декабре 1742 года Анна Леопольдовна с родными была переведена в крепость Дюнамюнде, где у неё родилась дочь Елизавета. В январе 1744 года всё семейство перевезли в Рязанскую губернию для заключения в Раненбургской крепости. Но в июле того же года пришел новый приказ — всех отправить на Соловки.
Смерть от родильной горячки
Ледовая обстановка, однако, не позволила переправить царских узников к месту назначения. В итоге местом их заключения стал архиерейский дом при Холмогорском соборе.
В Холмогорах Иоанна Антоновича окончательно изолировали от матери.
Единственными развлечениями для Анны Леопольдовны прогулки по саду и на карете в пределах 200 сажен от дома.
Анна была еще молода и верила в то, что жизнь изменится к лучшему. Она продолжала исполнять свое женское предназначение, рожая мужу детей. В марте 1745 года на свет появился Петр Антонович, а в феврале 1746 года Алексей Антонович.
Последние роды оказались для Анны Леопольдовны роковыми — у нее началась родильная горячка, и в марте 1746 года в возрасте 27 лет она скончалась.
Елизавета Петровна отдала дань уважения покойной — по ее приказу тело было перевезено в столицу и торжественно погребено в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры.
Свобода без права на потомство
Как ни страшно звучит, но судьба Анны Леопольдовны оказалась едва ли не самой легкой по сравнению с другими членами ее семью.
Старший сын Иоанн Антонович всю свою жизнь провел в заключении, и в возрасте 23 лет был убит охраной в Шлиссельбургской крепости при попытке его освобождения.
Антон Ульрих, проведя многие годы в Холмогорах, после воцарения Екатерины II получил право покинуть Россию — но только оставив детей. Такой свободы он не захотел, оставшись в месте ссылки. Антон Ульрих умер в 1774 году в возрасте 59 лет.
В 1780 году по ходатайству датской королевы Юлианы-Марии, сестры Антона Ульриха, Екатерина Великая согласилась освободить его детей.
30 июля 1780 года Екатерину, Елизавету, Петра Алексея на фрегате «Полярная звезда» отправили в Данию, где им в качестве места проживания был назначен город Хорсенс.
По соглашению между двумя странами, детям Анны Леопольдовны запрещалось вступать в брак и обзаводиться потомством.
Последняя из «Брауншвейгского семейства», Екатерина Антоновна, умерла в Хорсенсе в 1807 году. За несколько лет до своей смерти она написала письмо императору Александру I, жалуясь на тяжелые условия жизни в Хорсенсе и умоляя вернуть ее в Холмогоры. Ответа она не получила.