ИСТОРИЯ

Проведение парада 7 ноября 1941 года было рискованным. Но этот риск оказался оправданным даже не на 100, а на 1000 процентов.

Ежегодно, 7 ноября, в будний день на Красной площади проводится довольно странное мероприятие. В программе телепередач 7 ноября 2017 года оно было анонсировано следующим образом: «Торжественный марш, посвященный 76-й годовщине парада 7 ноября 1941 года».

Тонкости современной политики

Пожалуй, это единственный случай, когда мероприятие подобного рода, да еще и транслируемое федеральным каналом, проходит в будни.

Те, кто постарше, еще могут разобраться в происходящем. Для молодежи такое сочетание несочетаемого представляет настоящую загадку.

Если заглянуть в список Дней воинской славы России, то там найдется объяснение. В списке день 7 ноября обозначен как «День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвёртой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции».

Читайте также: Октябрь 1917-го. Буря над Россией

Все становится ясно. Ряд представителей власти считая, что годовщину революции праздновать нельзя, тем не менее, хотят отметить памятными мероприятиями парад 1941 года, проведенный в честь годовщины революции, но не упоминая о том, что он проведен в честь годовщины революции.

Не так уж и сложно — мы же уже привыкли к тому, что в День Победы у нас проводится парад на Красной площади, и при этом Мавзолей Ленина, к которому летели поверженные гитлеровские знамена на Параде Победы, загорожен декорациями. Вот и с парадом 7 ноября происходит нечто похожее.

Строго секретное мероприятие

В ноябре 1941 года советскому руководству было не до сложных построений. Враг был в нескольких десятках километров от столицы, и даже анонсировал торжества по случаю взятия города, назначенные на ... 7 ноября.

На первый взгляд, о торжествах в честь годовщины революции в этих условиях не могло быть и речи. В Москве прошла массовая эвакуация, важнейшие городские объекты были заминированы, находящийся на осадном положении город готовился к худшему, строя баррикады на улицах.

Но еще в двадцатых числах октября Сталин дал распоряжении военным в условиях строжайшей секретности начать подготовку к параду 7 ноября.

Для того, чтобы парад состоялся, должно было совпасть несколько условий — отсутствие резкого обострения ситуации на фронте, надежное прикрытие города ПВО и подходящие погодные условия. В данном случае самыми подходящими условиями были бы низкая облачность и осадки.

За двое суток до «дня Х» советская авиация нанесла бомбовые удары по самым опасным немецким аэродромам, с которых могло произойти воздушное нападение на город.

Гостей парада извещали в пять утра

6 ноября состоялось праздничное заседание, посвященное 24-й годовщине Великого Октября. Проходило оно на платформе станции метро «Маяковская», куда советское руководство во главе со Сталиным прибыло на специальном метропоезде.

Проведение этого мероприятия там, где его не могли сорвать немецкие бомбы, скорее убеждало граждан в том, что традиционного парада не будет.

Однако после заседания Иосиф Сталин объявил членам Политбюро ЦК, секретарям МК и МГК — парад на Красной площади будет, но начнется он не в десять утра, как обычно, а в восемь.

По случаю парада Сталин дал указание временно снять маскировку с кремлевских звезд и с Мавзолея Ленина.

Командиров частей, принимающих участие в параде, известили ли о том, что им предстоит, в 23 часа 6 ноября. Зрителей и того позже — тех, кто удостоился приглашения, будили этой новостью в 5 часов утра 7 ноября. Как раз хватало времени собраться и добраться до Красной площади.

Историческую речь Сталина повторили в Кремле

Службы ПВО находились в готовности отразить гитлеровский удар, но в тот день погода играла за нас — низкая облачность и снегопад практически лишили немцев возможности сорвать парад.

В 8 часов утра 7 ноября 1941 года советское руководство заняло места на трибуне Мавзолея. Командовал парадом командующий Московским военным округом генерал Павел Артемьев, а принимал его маршал Семён Будённый.

Знаменитая речь Иосифа Сталина, ставшая частью истории Великой Отечественной войны, не была записана в этот день на Красной площади. Произошло это все по тем же соображениям секретности. Съемочную группу, которая должна была запечатлеть парад, предупредили поздно, и поэтому историческое событие было снято не полностью.

Впоследствии для истории Сталину пришлось произнести речь еще раз — уже в специальных декорациях, построенных в Большом кремлевском дворце. Сделано это было достаточно качественно — десятилетиями у зрителей не возникало сомнений, что речь идет о подлинных съемках. Но это тот случай, когда дело не в мистификации, а в реконструкции реальных событий. Нечто подобное 20 лет спустя случится и с другим историческим событием — первым полетом человека в космос. Кадры, где Сергей Королев ведет переговоры с Гагариным, также были сняты позже, в режиме реконструкции.

С Красной площади — на фронт

Но вернемся на Красную площадь 7 ноября 1941 года. Торжественный марш войск на Красной площади открыли курсанты артиллерийского училища. Музыкальное сопровождение парада обеспечивал оркестр штаба Московского военного округа под управлением Василия Агапкина — автора знаменитого «Прощания славянки».

Прошла по Красной площади в этот день и военная техника — пулеметные тачанки, танки Т-34 и КВ.

В параде приняли участие батальоны курсантов Окружного военно-политического училища, Краснознаменного артиллерийского училища, полк 2-й Московской стрелковой дивизии, полк 332-й дивизии имени Фрунзе, стрелковые, кавалерийские и танковые части дивизии имени Дзержинского, Московский флотский экипаж, Особый батальон военного совета МВО и МЗО, батальон бывших красногвардейцев, два батальона Всеобуча, два артиллерийских полка Московской зоны обороны, сводный зенитный полк ПВО, два танковых батальона резерва Ставки, которые к 7 ноября прибыли из Мурманска и Архангельска. Часть этих подразделений сразу после парада отправлялась на передовую.

Идеологический удар и первый советский «Оскар»

Конечно, проведение парада 7 ноября 1941 года было рискованным. Но этот риск оказался оправданным даже не на 100, а на 1000 процентов. Западные союзники с изумлением услышали — Москва жива и не намерена сдаваться. Мерзнущие в окопах немецкие солдаты, которых убеждали в том, что русские сломлены, и Сталин бежал, услышали, что Красная Армия будет драться до конца, и вместо теплых квартир в русской столице их ждет смерть в сугробах.

Но важнее всего парад 7 ноября 1941 года был для советских граждан. Усталые, разуверившиеся после первых месяцев войны люди услышали — глава страны на боевом посту, первое в мире государство даже в условиях смертельной опасности не отказывается от своих главных традиций. А значит, враг будет разбит и победа будет за нами.

И еще — парад 7 ноября 1941 года стал частью еще одной победы, о которой той суровой осенью совершенно не думалось. Кадры, снятые на Красной площади, вошли документальную ленту Леонида Варламова и Ильи Копалина «Разгром немецких войск под Москвой», которая в 1942 году была удостоена премии «Оскар». Это был первый «Оскар» в истории отечественного кино.

Обсуждение закрыто

Вход на сайт