ИСТОРИЯ

100 лет назад, 16 сентября 1915 года, суда «Таймыр» и «Вайгач» вернулись в Архангельск, пройдя впервые в истории арктического мореплавания Северный морской путь от Берингова до Белого моря. Во главе экспедиции стоял 28-летний капитан Борис Вилькицкий, потомственный мореплаватель, смельчак, прославившийся как «Российский Колумб». SPB.AIF.RU вспоминает жизненный путь героя этого путешествия.

Династия гидрографов

Сегодня фамилия Вилькицких девять раз встречается на карте Арктики. Семь раз этой чести удостоен Андрей Ипполитович Вилькицкий и два раза его сын - Борис Андреевич. Именами путешественников назван залив в Баренцевом море, два мыса и ледник на острове Новая Земля, четыре острова (в Енисейском заливе, среди островов Де-Лонга, в заливе Терезы Клавенес и в архипелаге Норденшельда) и, наконец, знаменитый пролив между морями  Карским и Лаптевых.

Основатель династии гидрографов-первопроходцев Андрей Ипполитович Вилькицкий прошел путь от юнкера на Балтийском флоте до генерал-лейтенанта руководителя русской гидрографии. Годы, когда он стоял во главе гидрографии, стали периодом ее расцвета. Именно под его руководством был разработан проект описания отечественных морей, программы новых экспедиций. На строго научной основе стали создаваться новые морские карты. Андрей Вилькицкий учредил специальный корпус гидрографов. Именно в этот период  русская гидрография вышла на международную арену. Русские ученые с успехом участвовали в международных выставках,  конференциях, съездах и в работах по обеспечению безопасности мореплавания. В 1912 году Андрей Вилькицкий предложил создать международное гидрографическое бюро, но начавшаяся Первая Мировая война помешала его планам. Международный орган был создан только в 1923 году.

Андрей Вилькицкий. Фото: Commons.wikimedia.org

Его сын Борис пошел по стопам отца. Он окончил Морской корпус в чине мичмана, а после в составе 1-й русской Тихоокеанской эскадры ушел на Дальний Восток, где его застала Русско-Японская война. 19-летний юноша смог проявить себя во время обороны Порт-Артура. Правда, его смелость и отвага чуть не стоили ему жизни. В ходе ожесточенных боев он был ранен в грудь. К счастью, пуля прошла навылет. С войны молодой человек вернулся с наградами за подвиги в бою - орденом Владимира IV степени с мечами и бантом, орденом Анны IV степени и Станислава III степени с мечами и бантом.

Восстановив здоровье, он поступил на гидрографическое отделение Морской Академии, которое закончил с отличием.  Казалось бы, имея такое образование, а также волевой напористый характер, сын известного мореплавателя мог бы быстро подняться по карьерной лестнице, опираясь на влияние родителя и его дружеские связи. Но Андрей Ипполитович наотрез отказался помогать сыну и отклонил его просьбу о зачислении в гидрографическую службу.

Борис Вилькицкий неожиданно для себя стал начальником всего путешествия. Фото: Commons.wikimedia.org

Получить в ней место Борис смог только после смерти отца. В 1913 года он подал прошение об участии в гидрографической экспедиции по Северному Ледовитому океану, которое было одобрено. Так он стал командиром судна «Таймыр». По стечению обстоятельств, прямо перед выходом в море Борис Вилькицкий неожиданно для себя стал начальником всего путешествия – ему поручили заменить тяжело заболевшего генерал-майора Ивана Сергеева. Так, 28-летний капитан впервые взял на себя ответственность за всю научную экспедицию.

В самом начале непростого пути ему пришлось бороться не только с морской стихией, но и с недоверием экипажа. Опытные мореплаватели посчитали Бориса выскочкой, которому покровительствовали влиятельные чины. Изменить такое отношение капитану удалось лишь решительными действиями, смелыми предложениями и новшествами в исследовании.

Так одним из новаторских подходов в работе стало то, что Вилькицкий принял решение разделить в пути судна «Таймыр» и «Вайгач», чтобы расширить зону исследований. На такой риск в полярных широтах до этого не решался ни один командир. Как известно, удача улыбается смелым. Вскоре экспедиции удалось обнаружить несколько новых земель, которые были присоединены к владениям России. В 1913 году экспедиция открыла Землю Императора Николая II, остров Цесаревича Алексея (Малый Таймыр) и Остров Старокадомского.

«Ранним утром 21 августа 1913 года при поднявшейся облачности и улучившейся видимости корабли неожиданно увидели справа по носу вырисовывающиеся контуры массива гористой земли. Открытие неизвестной земли воодушевило экипажи кораблей экспедиции. Была осуществлена торжественная церемония подъема русского национального флага», - так вспоминал открытие Земли Николая II старший штурман «Вайгача» лейтенант Николай Евгенов.

Новую территорию участники назвали по первым слогам названий судов – «Тайвай». Царским же указом она была нанесена на карту как Земля Императора Николая II (сейчас Северная Земля). Это открытие стало одним из самых крупнейших в начале XX века. Территория неизученного архипелага в Северном Ледовитом океане превосходила по размерам некоторые европейские страны – например, Бельгию и Нидерланды.

Северная Земля. Снимок со спутника. Фото: Commons.wikimedia.org

Из-за сложной ледовой обстановки в сентябре 1913 года суда были вынуждены вернуться во Владивосток. Лишь в июле 1914 года «Таймыр» и «Вайгач» вновь взяли курс на север. Впереди участников экспедиции ждало известие о начале Первой мировой и авария «Вайгача», который попал в ледовый плен после того, как одна из льдин заклинила его винт. К счастью, серией небольших взрывов участникам похода удалось освободить корабль из клешней льда, при этом, не повредив само судно. 

На всем пути моряки и специалисты-гидрографы не прекращали вести исследовательские работы. Экспедиция вела наблюдения за ветрами, течениями, толщиной и состоянием льдов, их перемещением, глубинами северных морей, составила описи нескольких мысов, уточнила координаты пунктов южного побережья архипелага Северная земля. Между Карским морем и морем Лаптевых был открыт пролив, названный в честь Бориса Вилькицкого. Впервые в истории авиации в условиях Арктики испытатели пытались использовать самолет, но воздушное судно вышло из строя при первом же запуске.

Во время исторического прохода по Северному морскому пути с востока на запад погодные условия не помогали мореплавателям. Из-за тяжелой ледовой обстановки суда были вынуждены зазимовать в Карском море. 16 сентября 1915 года, совершив первое сквозное плавание, экспедиция прибыла в Архангельск, где первопроходцам была уготована торжественная встреча.

В адресе, который был торжественно вручен молодому командиру, Борис Андреевич впервые был назван «Российским Колумбом»…

Почтовый блок России, 2013 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Жизнь после открытий

Судьба Бориса Вилькицкого уготовила ему в будущем немало испытаний. С июля 1916 Борис Андреевич участвуовал в боевых действиях Балтийского флота, где его и застало известие о февральской революции и свержении самодержавия. После октябрьского переворота 1917 года, контр-адмирал Вилькицкий вначале принимает предложение работать в Главном гидрографическом управлении, и даже возглавляет научную экспедицию по изучению арктических морей. Но в 1919 году эмигрирует в Норвегию, а затем перебирается в Великобританию.

В Англии он работал на частных судовладельческих компаниях, занимался гидрографическим изучению нижнего Конго, работал в Бельгии бухгалтером и преподавателем русского языка.

Вернутся на Родину ему было уже не суждено. Скончался Борис Вилькицкий 6 марта 1961 г. в католической богадельне. 

Лишь в 1996 году было принято решение о перезахоронении его праха на Смоленском кладбище в Петербурге, рядом с могилами его отца и брата.

Обсуждение закрыто

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт