| |
«Дворник (дровокол) и огородник (садовник)» Автор: Убиган Арман-Гюстав (франц. Armand-Gustave Houbigant) |
«Дворник (дровокол) и огородник (садовник)» Автор: Убиган Арман-Гюстав (франц. Armand-Gustave Houbigant)
Техника: Литография. Время создания: 1817
Нынешняя одежда собственно сельского населения России в главных чертах своих совершенно сходна с одеждою Парфян на римских памятниках.
Нынешняя одежда собственно сельского населения России в главных чертах своих совершенно сходна с одеждою Парфян на римских памятниках, и с одеждой Сарматов и родственных им племен, на памятниках босфорских. Это относится преимущественно к мужской одежде, которая состоит вообще из туникообразнаго, спереди совершенно или вполовину открытого кафтана, с длинными рукавами, опоясанного по средине кушаком (фиг. 162 а. Ь.), из более или менее широких шаровар, головной покрышки и обуви. Различные виды двух последненазванных частей костюма восходят, по всему вероятию, также к глубокой древности. Головная покрышка, кроме введенной уже последнее время жесткой шляпы с широкими полями, (?) состоит из высокой шапки, опушенной мехом. Обувью служат тяжелые деревянные башмаки (?), или подвязныя подошвы [прим пер. Подразумеваются, конечно, лапти. Деревянвых башмаков (Holzschuhen) великорусские крестьяне, как известно не носят, а носять их Белоруссы, и то не как обычную обувь. Оговаривать некоторый другие обмолвки автора, мы считаем излишним], или высокие по колено сапоги из толстой кожи. Надевая башмаки или подвязные подошвы, обыкновенно обертывают ноги до колен широкими кусками холста (онучами). Приготовляется одежда эта из толстого сукна и грубого холста, которые до 14 стол. были почти единственными туземными фабрикатами в этом роде. Зимою надевается овчинный тулуп или полушубок и вареги или рукавицы. Волосы на голове, по старо-славянскому обычаю, носят короткие и подрезанные на лбу прямолинейно; бороду отпускают в натуральную величину.
Гораздо сильнее по-видимому отразилось монгольское влияние на женской одежде; правда, что и нынешняя одежда русских женщин походит в общем на изображенную на упомянутых памятниках, но вместе с тем представляет и некоторые уклонения от нее, оправдывающие высказанное предположение. К тому же в костюме замужних и незамужних соблюдается (но уже с 14-го ли столетия?) заметная разница, состоящая в том, что первые закутываются в род широкого покрывала, которое они иногда надвигают через голову себе на лицо (?). В остальном одежда тех и других одинакова и состоит из белой холщевой рубашки с длинными и широкими рукавами, суженными у ручной кисти; из длинного, спускающегося до ног, сборчатого платья без рукавов, или с весьма короткими рукавами, открытого спереди и застегнутого во всю длину рядом маленьких пуговок (сарафана), и из короткой, туникообразной накидки с короткими же рукавами, обыкновенно очень высоко подпоясанной (душегрейки); на шее цветной платок; головной убор в виде высокой, жесткой, выдающейся наперед шапки (кичка); на ногах простые башмаки с завязками или без оных. Независимо от пестроты самой ткани, убранством служат еще блестящие металлические украшения, в виде шейных и грудных цепочек, с различными мелкими гремящими привесками, нитки из цветных стеклянных бус, браслеты, кольца и шитье из блесток. Молодые женщины, носят на голове, как особенно нарядный убор, род диадемы совершенно на восточный манер (кокошник).