Новый крест на братской могиле российских воинов - защитников дамбы у Ориссааре (рядом – остатки старого креста). Фото С.Гробера |
Тогда Германия, попав в ходе Первой Мировой войны в тяжелое положение, решила принудить Россию к сепаратному миру быстрым точечным захватом у разложившихся в революцию российских вооруженных сил стратегического форпоста обороны Петрограда - российских позиций на Моонзундском архипелаге, что в конечном счете и удалось. Технически захват был выполнен путем высадки на Сааремаа усиленной германской дивизии, частично для быстроты движения велосипедизированной. Высадку поддерживали основные силы германского флота, создавшие у островов психологически подавляющее многократное превосходство и игравшие роль тыловой артиллерии десанта. Оборонявшая Сааремаа усиленная российская дивизия оказала очень слабое, практически неорганизованное сопротивление и почти целиком сдалась в плен (красочное изображение событий талантливым беллетристом В.Пикулем в основном плод его субъективной интерпретации и фантазии). Во многом именно благодаря дальнейшей деморализации вооруженных сил и общества России от легкой сдачи Моонзундских позиций большевики «по горячим следам» (через пару недель!) после этого смогли захватить власть и ... вскоре были вынуждены заключить с Германией сепаратный Брестский мир. Германский план удался.
Но не все российские солдаты Моонзунда отступали при первых выстрелах или митинговали и разбегались, либо пассивно сидели и ждали плена (все это было). Совсем немногие, но сопротивлялись агрессору – и на фоне массовой деморализации это был героизм. Именно верных долгу и должны были убивать – при быстром отходе или пассивности остальных их положение быстро становилось безнадежным. Известен и минимум один случай убийства однополчанами воина, нежелавшего «брататься» с наступавшими германцами (!). Таким образом, в русских воинских могилах Моонзунда периода операции «Альбион» в большинстве лежат либо полуслучайные жертвы германских обстрелов, либо герои. Именно две могилы таких героев и были нынче найдены и приведены в порядок.
В одной из обнаруженных могил лежат 7 моряков береговой батареи на мысе Нинасе (Тагаранна). Батарея утром 29 сентября 1917 г. попала под удар скрытно приблизившейся выделенной для ее подавления целой германской эскадры (три линкора и несколько крейсеров против 4-х 254мм пушек!). Первым же залпом эскадры прямыми попаданиями была разбита позиция одного орудия и полностью разрушен командный пункт батареи, нанесены повреждения позициям других пушек, следы этих разрушений видны и сейчас. Характерно, что число погибших батарейцев приблизительно соответствует численности прислуги одной (разбитой?) пушки. Все указывает на то, что батарейцы в момент начала германского обстрела готовились к бою (нет других причин выходить из блиндажа к открыто стоящим пушкам, под прицел многих десятков орудий врага!). Батарея так и не успела сделать залп - германцы накрыли ее огнем раньше. Но, как подтверждает нахождение в зоне взрывов – то есть у орудий - погибших артиллеристов, она явно готовилась к бою с многократно сильнейшим противником. И потому заряжавшие свои открыто стоявшие пушки перед нацеливающейся на них бронированной эскадрой батарейцы – герои.
Крест на восстановленной братской могиле российских артиллеристов батареи Тагаранна (Нинасе). Фото С.Гробера |
После оказавшегося губительным для батареи германского залпа выжившие артиллеристы ушли в тыл (позже часть их видели в районе дамбы на о.Муху) , погибшие были похоронены. По свидетельству старожилов деревни Нинасе, до советского периода истории острова на могиле стоял крест, росли цветы, приезжал служить священник. К концу же этого периода лишь несколько старожилов помнили о более не посещаемом в запретной погранзоне и не обихаживаемом погребении смельчаков. При этом советские пограничники десятилетиями служили в паре сотен метров от братской могилы... Так было.
В понедельник 12 ноября оплывший неровный холм в сосновом лесу был вновь сформирован, на нем поставлен восьмиконечный деревянный крест на бетонном основании, уложена обрамленная бетонной рамой гранитная плита с эпитафией. Отец Александр отслужил панихиду. На плиту легли цветы от представителя семьи старожилов, не забывших о могиле батарейцев России, погибших 95 лет назад, отражая многажды сильнейшего противника.
В другой могиле - на противоположном конце острова, около Ориссааре, лежат 13 солдат и прапорщик, защищавшие от германских атак вход на каменную дамбу, соединяющую острова Сааремаа и Муху. Через нее шел единственный сухопутный путь для отхода и присылки подкреплений оборонявшимся на Сааремаа. Поросший сосняком пятачок у въезда на дамбу и сейчас еще несет следы окопов и воронок – по нему стреляли даже германские миноносцы. Погибшие были, видимо, засыпаны грунтом, поднятым взрывами снарядов - их нашли лишь через почти два месяца после боев ... И здесь 12 ноября был установлен аналогичный крест и о. Александром отслужена панихида. Рядом оставлены стоять остатки импровизированного православного креста, десятилетия назад воодруженного на могильном холме, видимо, кем-то из местных жителей. И эта могила была в советский период совершенно забыта... К сожалению, имена погребенных в обеих могилах неизвестны.
Сведения о могилах, их расположение и история были выявлены Ю.Мальцевым, о крестах и бетонных основаниях позаботился С.Гробер, плита была изготовлена во многом трудами А.Лазурина. Работы велись общими силами, активно участвовал в них также отец Александр (Лебедев).
Ю.П.Мальцев