![]() |
|
Форт-Росс в 1828 году. Источник - Fort Ross State Historic Park Photo Archives |
1825 год. 28 февраля (16 февраля ст.ст.) между Россией и Англией была подписана конвенция, разграничивающая сферы влияния в Северной Америке
«Конвенция между Россией и Великобританией о разграничении их владений в Северной Америке (в Британской Колумбии).
Дам подписания: 16/28 февраля 1825 г.
Место подписания: С.-Петербург.
Состав конвенции: Преамбула и 12 статей.
Язык документа: Составлена на русском и французском языках.
Уполномоченные сторон:
От России: Карл-Роберт Васильевич Нессельроде, управляющий Министерством иностранных дел. Петр Иванович Полетика, уполномоченный по заключению конвенции.
От Англии: Чарльз Стрэтфорд Каннинг, член Тайного Совета, посланник. Условия соглашения:
1. Устанавливалась пограничная черта, отделяющая владения Британии от
русских владений на западном побережье Северной Америки, примыкающем к
п-ову Аляске так, что граница проходила на всем протяжении береговой
полосы, принадлежащей России, от 54° с.ш. до 60° с.ш., на расстоянии 10
миль от кромки океана, учитывая все изгибы побережья.
Таким образом, линия русско-британской границы была в этом месте не прямой (как это было с линией границы Аляски и Британской Колумбии), а чрезвычайно извилистой.
2. Разграничительная конвенция, наряду с территориально-пограничными вопросами, включала, как это было и в других британских международно-правовых актах с Россией, и вопросы чисто экономические:
а) Определялись правила русско-английской торговли в Северной Америке.
б) Устанавливались правила судоходства у русско-американского побережья, в русских территориальных водах для английских судов, получавших такие же льготы, как и русские судовладельцы.
в) Определялись правила рыбных промыслов для русских и британских подданных в русских прибрежных районах Аляски и североамериканского Западного побережья, в водах русских колоний и на Алеутах.
Ратифицировано: Россией:
Дата ратификации: 3 марта 1825 г.
Место ратификации: С.-Петербург.
Примечание:
Аляска и прибрежная полоса Тихоокеанского побережья Северной Америки от 54' до 60° с.ш. принадлежала в то время Североамериканской российской компании. Компания, не имевшая никакой границы с Британской Колумбией, владела лишь кромкой побережья и не осваивала территорию в глубь континента,и6о этому препятствовал хребет Rocky Mount (Каменные горы), который шел почти параллельно берегу океана, в разных пунктах удаляясь на 11—24 мили от кромки воды. Именно за Скалистыми горами и лежала Британская Колумбия, так что среди русских колонистов, да и местных жителей, считалось, что границей между этими двумя владениями разных государств является естественная граница — вершины хребта Скалистых гор, западные склоны которых находились в области русских владений, а восточные — британских. При этом русская сторона никогда не делала попытки переходить за Скалистые горы, хотя на протяжении почти полустолетия там была абсолютно безлюдная территория.
С начала 20-х годов XIX в. английское правительство пыталось захватить прибрежную территорию, осваиваемую Компанией. Это подало мысль руководителям Компании о необходимости установить границу русских и британских владений. При этом Компания считала, что такая граница должна будет идти по естественному рубежу — хребту Скалистых гор и поэтому ее установление не представит никаких трудностей. Именно об этом довели до сведения Александра 1, своего пайщика, руководители Компании, когда в Петербурге были начаты русско-английские переговоры о разграничении владений обоих государств в Северной Америке (17—21 февраля / 1— 4 марта 1825 г.).
Однако британская сторона упорно отказывалась от проведения границы по естественным рубежам и потребовала установить ее на расстоянии ровно 10 миль от кромки воды во всех пунктах русской прибрежной территории, что, учитывая крайне извилистую линию тамошних берегов, создавало настолько неудобную, вычурную и длинную линию границы, что ее просто было невозможно ни технически демаркировать, ни практически соблюдать и охранять. Очевидная нелепость и намеренная враждебность английского требования относительно линии границы побудили руководство Компании обратиться непосредственно к царю с настоятельной просьбой не решать этого вопроса формально и не идти на поводу английских требований.
Несмотря на это, Александр 1, по докладу Е.Ф. Канкрина и К.В. Нессельроде, приказал подчиниться требованиям британских представителей на переговорах и, кроме того, строго отчитал директоров Североамериканской российской компании за то, что они, будучи купцами, смеют лезть не в свои, а в государственные политические дела, и указал им на то, что они не имеют права выходить в своей деятельности за рамки чисто коммерческих, торгово-финансовых вопросов <…>
Цитируется по: Похлёбкин В. В. Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет в именах, датах, фактах. Справочник. М.: Международные отношения, 1995
История в лицах
Из проекта Российско-американской компании 1825 года:
купить по крайней мере до двадцати пяти семейств крестьянских, которым за переселение в Америку … дать свободу и обязать заниматься земледелием около крепости Росс.
Цитируется по: История Русской Америки: в 3-х томах. Том 2. М., 1999
Мир в это время
![]() |
|
Портрет Пьера Симона Лапласа. С.Фейто. 1842 год |
«Лаплас (Laplace) Пьер Симон (23 марта 1749, Бомон-ан-Оже — 5 марта 1827, Париж) — французский математик, физик, астроном. Член Парижской академии наук, почетный член Петербургской Академии Наук. В период Директории — министр внутренних дел. Внес выдающийся вклад в теорию вероятностей, в разработку космогонической гипотезы Канта — Лапласа. В фундаментальном труде “Трактат о небесной механике” (Traité de mécanique céleste, ν. 1—5. P., 1799—1825, популярный вариант — “Изложение системы мира”, Exposition du système du monde, ν. 1—2. R, 1796, рус. пер. 1861) подвел итоги всех предшествующих исследований в этой области. Используя аппарат математики и физики и опираясь на закон всемирного тяготения, Лаплас развивал идеи о происхождении Солнечной системы из охлаждающейся туманности под действием вращения. “Аналитическая теория вероятностей” (Théorie analytique des probabilités. P., 1812) и ее популярное изложение в “Опыте философии теории вероятностей” (Essai philosophique sur les probabilités. P., 1814, рус. пер. M., 1908) содержат идеи о полной детерминированности всех явлений природы и о вероятностном характере всей системы человеческого знания. Согласно Лапласу, всякое явление связано с предшествующим на основании принципа причинности; настоящее состояние Вселенной необходимо рассматривать как следствие ее предыдущего и причину последующего состояния; для ума, если бы он знал все силы природы и, подвергнув их математическому анализу, мог охватить единой формулой, не осталось бы ничего не познанного — ни в будущем, ни в прошлом. Механику Лаплас рассматривал как образец всякой науки».
Цитируется по: Новая философская энциклопедия: В 4 томах. Под редакцией В. С. Стёпина. М.: Мысль, 2001