ИСТОРИЯ

Карта Пограничной войны 1487-1494 гг.

1494 год. 5 февраля был заключен мирный договор между Великим княжеством Московским и Великим княжеством Литовским

«В Генваре 1494 году Великие Послы Литовские, Воевода Троцкий, Петр Янович Белой и Станислав Гастольд, Староста Жмудский, прибыли в Москву для заключения мира. Они хотели возобновить договор Казимиров с Василием Темным, а наши Бояре древнейший Ольгердов с Симеоном Гордым и отцем Донского.

Первые уступали Иоанну Новгород, Псков и Тверь в вечное потомственное владение, но требовали всех иных городов, коими завладели Россияне в новейшие времена. "Вы уступаете нам не свое, а наше", - сказали Бояре. Спорили долго, хитрили и несколько раз прерывали сношения; наконец согласились, чтобы Вязьма, Алексин, Тешилов, Рославль, Венев, Мстислав, Торуса, Оболенск, Козельск, Серенск, Новосиль, Одоев, Воротынск, Перемышль, Белев, Мещера остались за Россиею; а Смоленск, Любутск, Мценск, Брянск, Серпейск, Лучин, Мосальск, Дмитров, Лужин и некоторые иные места по Угру за Литвою. Князьям Мезецким, или Мещовским, дали волю служить, кому они хотят. Александр обещал признать Великого Князя Государем всей России, с тем, чтобы он не требовал Киева. Тогда Послы Литовские, вторично представленные Иоанну, начали дело сватовства, и Государь изъявил согласие выдать дочь свою, Елену, за Александра, взяв слово, что он не будет нудить ее к перемене Веры. На другой день, Февраля 6, в комнатах у Великой Княгини Софии они увидели невесту, которая чрез Окольничего спросила у них о здоровье будущего супруга. Тут, в присутствии всех Бояр, совершилось обручение. Станислав Гастольд заступал место жениха, ибо старшему послу, Воеводе Петру, имевшему вторую жену, не дозволили быть действующим в сем обряде. Иереи читали молитвы. Обменялись перстнями и крестами, висящими на золотых цепях.


Февраля 7 Послы именем Александра присягнули в верном соблюдении мира; а Великий Князь целовал крест в том же. Главные условия договора, написанного на хартии с золотою печатию, были следующие: "1) Жить обоим Государям и детям их в вечной любви и помогать друг другу во всяком случае; 2) владеть каждому своими землями по древним рубежам; 3) Александру не принимать к себе Князей Вяземских, Новосильских, Одоевских, Воротынских, Перемышльских, Белевских, Мещерских, Говдыревских, ни Великих Князей Рязанских, остающихся на стороне Государя Московского, коему и решить их спорные дела с Литвою; 4) двух Князей Мезецких, сосланных в Ярославль, освободить; 5) в случае обид выслать общих судей на границу; 6) изменников Российских, Михаила Тверского, сыновей Князя Можайского, Шемяки, Боровского, Верейского, никуда не отпускать из Литвы: буде же уйдут, то вновь не принимать их; 7) Послам и купцам ездить свободно из земли в землю", и проч. - Сверх того Послы дали слово, что Александр обяжется грамотою не беспокоить супруги в рассуждении веры. Они три раза обедали у Государя и получили в дар богатые шубы с серебряными ковшами. Отпуская их, Великий Князь сказал изустно: "Петр и Станислав! милостию Божиею мы утвердили дружбу с зятем и братом Александром; что обещали, то исполним. Послы мои будут свидетелями его клятвы".

Цитируется по: Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: Эксмо, 2006

 

История в лицах


Летопись:

В лето 7002-ое погоре Рязань вся. Того же лета прииде из Волох Иоанн Андреевичь Субота Плещеев, а из Крыму Костянтин Заболоцкой, а шли Полем и грабили их на Поле татарове. Тое же осени, ноября в 6 день, преставися князь Андрей Васильевичь, а сидел в тюрме на Москве, на Казенном дворе, два году и 47 дний. И положиша иво у Архангиле на Москве, у северских дверей. Того же лета, в 10 день ноября, в неделю, вшел князь велики в новой двор жити во граде на Москве, а стоял после пожару у Николы у Подкопаева на хрестьяньских дворех. Того же лета, в 16 день, отпустил князь велики крымского посла, да с ним вместе послал князь велики в Крым к царю Мингирею своего посла Костяньтина Малечкина. Тое же зимы, генваря в 17 день, приидоша на Москву литовские послы к великому князю Ивану Василиевичю от великого князя Александра Литовскаго о миру и о сватовьстве, пан Петр Яновичь, да пан Станислав Яновичь, да Воико Клочко, да Федко писарь. И князь велики Иван Василиевичь всея Руси взят мир вечной и докончание с зятем своим, с великим князем Александром Литовским, братьство и любовь, да и дщерь свою княжну Елену обручал за великого князя Александра Литовского. Тое же весны, марта в 9 день, послал князь велики послов своих в Литву к зятю своему, великому князю Александру Литовскому, князя Василья Косово княжь Иванова сына Юрьевича, да князя Семена Ивановича Ряполовьского, да дияка Феодора Курицына свершити сватовство миру и привесьти к целованию князя великого Александра Литовского на докончальных грамотах. Они же, шедше, сотвориша тако и оттоле возвратишася и приидоша на Москву маия в 25 день, в неделю. Тое же весны, маия 17-го, митрополит Зосима остави митрополию не по своей воли, и соиде с митрополии в келию на Симоново в монастырь. Того же лета, маия, преставися князь Борис Васильевичь Волоцкой, и привезоша его на Москву и положиша в церкви архангила Михаила. Того же лета отпустил князь велики Иван дщерь свою Елену за великого князя Литовьского за Александра Андреевича, а приходиша по нее князь Александр Лшаньской, да пан Ян Забережский, да Юрьи Зиновьевич, а своих послов князь велики послал и з женами: князя Семена Ивановича Ряполовьского, да Михайла Яковлича Русалку, да дьяка Василья Кулешина и иные многие дети боярьские двора великого князя, и проводивь ю, возвратися на Москву. Того же лета приидоша послы великого князя на Москву, Мануило Ангелов Грек да Данило Мамырев, что посылал их князь велики в Веницею и в Вадиалам. Того же лета приидоша послы [слы написано над строкой.] к великому князю на Москву из Немец, от датского короля Ивана, именем Давид.

Цитируется по: Продолжение хронографа редакции 1512 года // Исторический архив, Том VII. М-Л. 1951

 

Мир в это время


В 1494 году экспедиция Христофора Колумба высаживает на Ямайке
Сражение на Ямайке между Христофором Колумбом и Франсиско Порасом. 1504 год

«Оставив сильный гарнизон в Изабелле под начальством младшего брата Диего, адмирал 24 апреля 1494 г. повел три небольших корабля на запад «открывать материковую землю Индий». Обогнув мыс Майси, он двинулся вдоль юго-восточного побережья Кубы и 1 мая обнаружил узкий и глубокий залив, названный им Пуэрто-Гранде (современная бухта Гуантанамо). Далее к западу берег становился все гористое. «Ежечасно открывались перед ним чудеснейшие бухты и высокие горы...» Это была Сьерра-Маэстра с пиком Туркино (1974 м), самой высокой вершиной Кубы. Здесь он повернул на юг: по указаниям индейцев, «неподалеку [на юге] лежит остров Ямайка, где есть много золота...» (писал Б. Лас Касас). Этот остров показался 5 мая. Колумб назвал его Сантьяго. Нагие индейцы, «раскрашенные в разные цвета, но большей частью в черный», с головными уборами из перьев, без страха подходили на челнах-однодеревках к кораблям, пытались помешать высадке. Колумб приказал стрелять по ним из арбалетов. «После того как шесть или семь индейцев были ранены, они сочли за благо прекратить сопротивление...» и к кораблям подошло много каноэ. «Индейцы привезли съестные припасы ц все прочее, чем они владели, и охотно давали привезенное с собой... за любую вещь...»


Адмирал прошел вдоль северного берега Ямайки до 78° з. д. На острове не было «ни золота, ни иных металлов, хотя во всех прочих отношениях он казался раем», и Колумб 14 мая вернулся к Кубе, к мысу Крус».

Цитируется по: Магидович И.П., Магидович И.М. Очерки по истории географических открытий. Том 2. М.: Просвещение, 1983

Обсуждение закрыто

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт