ИСТОРИЯ

1916 год. 4 октября (21 сентября ст.ст.) был основан город Мурманск, последний город, основанный в Российской империи

«Одна из версий происхождения названия города: «Мурманск» – от слова «норманн» (северный человек), видоизменившегося в течение столетий в «мурман». Сначала Мурманским берегом называли побережье Кольского полуострова от Северной Норвегии до мыса Святой нос, затем так стали называть весь Кольский полуостров. Строительство нового города на Кольском заливе началось весной 1915 года. Летом (в июле) был заложен морской торговый порт. Официальное открытие нового города состоялось 21 сентября (4 октября по новому стилю) 1916 года. В этот день на одном из холмов в центре нового поселения был заложен храм в честь покровителя моряков святого Николая Мирликийского.

Город возник во время Первой мировой войны, пережил две революции (Февральскую и Октябрьскую 1917 года), Гражданскую войну и интервенцию. В годы НЭПа на базе Мурманска восстанавливались рыбные промыслы Севера, в июне 1924 года здесь возник Северный государственный рыбопромышленный трест. В 1927 году на Варничном мысу сдана в эксплуатацию Тралбаза. Индустриализация превратила кустарные рыбные промыслы в мощную рыбную промышленность. Только за годы первой пятилетки траловый флот Мурманска вырос с 17 до 54 траулеров, а добыча рыбы в 1932 году составила 542 тысячи центнеров. Одновременно создавались подсобные (тралово-такелажное, тарное производство) и судоремонтные предприятия».

Цитируется по материалам официального сайта администрации города Мурманска http://www.citymurmansk.ru

История в лицах


Левонтий Поморец:

А  по  леву  руку  Кольского  городка, ежели  в  море  глядеть, живут мурмане,  сиречь  —  нормане,  они  же  и  варяги,  кои  в  древни  времена приходили-приплывали  из города  Варде и  жили  у нас  разбоем, чему память осталась в слове — воры, воряги. Игумен оспаривал: дескать, нормане  оттого

нарицаются, что в  земле, в норах живут, аки звери, твердил: причина тому — холод. А  я говорю: это  не  мурмане в норах-то живут,  и не  от холода,  а мелкий  народец  лопари от страха,  как бы наши промышленники живьем его не слопали. Мурмана же тупым зубом не укусишь.

Цитируется по: Горький М. Полное собрание сочинений. Художественные произведения в 25-ти томах. Том 20. М. Наука, 1968

Мир в это время


В 1916 году между немецким и британским флотами состоялось Ютландское сражение - крупнейшее морское сражение Первой мировой войны

Взрыв на линейном крейсере HMS Queen Mary 31 мая 1916 года

«Для всех британцев, которые ждали два года, пока Гранд Флит встретится в бою с Флотом Открытого Моря, и надеялись, что этот бой превратится в победу, сравнимую с Трафальгаром, итоги Ютландской битвы 31 мая 1916 года стали тяжелым разочарованием. Однако имелись отдельные причины, которые сделали последующие споры особенно острыми в десятилетие после окончания войны, и по которым они тянулись так долго. Первое коммюнике Адмиралтейства, спешно составленное Бальфуром еще до получения телеграммы Джеллико, должно было опровергнуть сообщения Берлина о грандиозной победе, которые разлетелись по всему свету еще до возвращения Шеера в Яде. Вялый стиль Первого Лорда Адмиралтейства прекрасно характеризует следующая фраза: «Потери [Флота Линейных Крейсеров] были тяжелыми», и Бальфур перечислял их. И наоборот, хотя он писал, что «потери неприятеля были серьезными», их-то он не перечислял из-за недостатка сведений. Так же Первый Лорд не имел детальной информации о повреждениях множества германских кораблей. В результате и пресса, и публика сделали вывод, что Гранд Флит потерпел поражение. Более длинный и более утешительный отчет о бое появился после того, как Джеллико сообщил необходимые факты. Но вред уже был нанесен! Несмотря на несравненное красноречие Черчилля, многие остались убеждены, что Адмиралтейство пытается скрыть правду о происшедшем в этот знаменательный день.

Так же неизбежны были споры среди офицеров Королевского Флота. Уроки любого боя следует проанализировать, чтобы принять меры по устранению недостатков. Но в этом случае флот раскололся надвое. Одни поддерживали Джеллико и осуждали Битти, другие — наоборот. К естественному и здоровому соперничеству служивших на кораблях Линейного Флота и Флота Линейных Крейсеров добавились такие факторы, как недовольство старых офицеров слишком быстрым продвижением Битти и его порывистостью, что приводило в восторг всю молодежь. Вскоре пресса, уже превратившая Битти в героическую икону, на фоне которой терялся незаметный Джеллико, раструбила о победе Флота Линейных Крейсеров в Ютландском бою и приписала спасение Шеера недостаточно умелому руководству Линейным Флотом со стороны Джеллико. И разочарованный народ отметил, что хотя Битти остался командовать Гранд Флитом до сдачи Флота Открытого Моря, Джеллико пробыл на посту Первого Морского Лорда всего год и не получал новых назначений до конца войны.

Это заставило Уэмисса, который не служил в Гранд Флите и потому мог считаться независимым наблюдателем, создать небольшой комитет во главе с капитаном 1 ранга Дж.Э.Т. Харпером, чтобы составить официальный отчет, используя все документальные свидетельства (рапорты адмиралов и капитанов, корабельные журналы, прокладки). Отчет Джеллико о бое («Гранд Флит, 1914 -1916») был не более чем ответом на книгу Шеера («Флот Открытого Моря в Мировой войне»). Харпер проделал массу работы (например, были найдены обломки «Инвинсибла», чтобы установить истинные координаты и уточнить прокладки «Айрон Дьюка» и «Лайона») и очень постарался воздержаться от комментариев к действиям адмиралов. Более того, чтобы подтвердить беспристрастность его работы и замять болезненные споры, Уэмисс решил не показывать книгу ни Джеллико, ни Битти до ее выхода в свет. Однако, едва Харпер успел закончить свой «Официальный отчет», как в октябре 1919 года Битти сменил Уэмисса на посту Первого Морского Лорда. Еще в июле 1916 года Битти показал, насколько нервно он реагирует на критику своих действий, затеяв спор с Джеллико по поводу заметок командующего, и зашел так далеко, что потребовал права отредактировать их до публикации. Теперь, прочитав гранки «Официального отчета», который отнюдь не воспевал его умелое командование линейными крейсерами, как Битти привык это подавать публике, он потребовал от Харпера сделать множество изменений в тексте и картах. Битти также написал предисловие, подчеркивая свою роль в этом бою и всячески принижая роль Джеллико».

Цитируется по: Больных А.Г. Морские битвы Первой мировой: Схватка гигантов. — М.: АСТ, 2000

Обсуждение закрыто

ТОП-5 материалов раздела за месяц

ТОП-10 материалов сайта за месяц

Вход на сайт